Это не съемки очередного блокбастера, а испытания автобусов в рамках госнадзора. С помощью специальной платформы многотонные махины опрокидывают на бок, оценивая разрушения кузова.
"В случае автобусов это прочность крыши. Обязательно проверяем прочность крепления ремней и спинок сидений", – рассказывает руководитель центра испытаний ФГУП "НАМИ" Денис Загарин.
При реальном краш-тесте происходит нарушение жизненного пространства. Соответственно, пассажиры автобуса могут получить тяжелые травмы.
Не только могут, но и регулярно получают. Причем, для этого автобусу вовсе не обязательно оказываться в кювете.
– Это мой локоть: согнутый, разогнутый. И вот это все болты.
С титановой пластиной в руке Нина Сальникова ходит после неудачной поездки в городской маршрутке. Позади – два месяца больничного и долгая реабилитация.
Вспоминает: от удара в автобусе даже поотрывались сиденья.
"Автобус врезался во впереди стоящий автобус на полном ходу. И вот мы все – кто упал, полетел, кто как. Одна женщина – у неё там сложный перелом ноги произошел. Девочка рядом со мной лицо разбила, у нее просто была кровища", – вспоминает ДТП Нина Сальникова.
И таких происшествий в России тысячи. И нередко с куда более тяжелым финалом.
Недавно в Туле служебный автобус с медиками протаранил две машины, ранены 15 человек.
В Ростовской области авария на трассе стала роковой для пассажира междугородного рейса.
А в Петербурге в автобусе, наехавшем на фонарный столб, едва не погибли водитель, кондуктор и трое пассажиров.
"Пациенты в состоянии средней степени тяжести обследованы, им оказана помощь. Тяжелый пациент с повреждением конечностей прооперирован", – отчитывается замглавного врача по хирургии СПб ГБУЗ "Городская больница №26" Александр Нестеров.
К слову, именно последствия таких ДТП в последние годы и представляют особый интерес для экспертов Росстандарта. Ведь травмы людей в том числе зависят от прочности кузова, сидений и поручней. Все это и проверяют на полигоне центра "НАМИ".
За три года здесь разбили целую дюжину моделей пассажирского транспорта.
"Был выявлен ряд нарушений. Компаниям было дано предписание о разработке программ мероприятий отзывных об устранении нарушений, выявленных в рамках контрольно-надзорных мероприятий. Где-то действительно это связано может быть с не очень хорошего качества комплектующими, которые закупаются", – подчеркивает начальник управления метрологии, государственного надзора и контроля Росстандарта Александр Кузьмин.
Порой снижается качество, по словам экспертов, уже после успешной сертификации. А ее, по стандартам ООН, сегодня можно пройти с помощью компьютерных расчетов, как правило, далеких от реальной жизни. И этот пробел пора закрыть, считают специалисты.
"Нужно вводить новые стандарты безопасности, а после этого уже вводить серьезную ответственность производителя. И самое главное – контролирующие органы должны не допустить появления на маршрутах, на рейсах такого рода", – отмечает член думского комитета по транспорту и строительству Антон Жарков.
Кстати, подвергать жесткой оценке во время испытаний эксперты предлагают не только прочность кузова, но и все, что происходит внутри салона. Только вот сделать это стоит как можно скорее, и с помощью внутренних ГОСТов – не дожидаясь пересмотра международных стандартов.