Нейросети и умные браслеты: как работают приборы для контроля состояния водителя

По статистике, 30 процентов ДТП случаются из-за состояния водителя: невнимательность или плохое самочувствие вследствие утомления может стоить жизни, причем, не только шоферу. Заставить водителя сделать остановку и отдохнуть помогут специальные приборы.

В регионах России сотрудники ГИБДД проверяют соблюдение режима труда и отдыха водителей. Во время рейдов останавливают пассажирские автобусы и транспортные фуры. Одно из самых распространенных нарушений – неработающий тахограф. Прибор, который измеряет время, проведенное за рулем, должен быть у каждого дальнобойщика. Его отсутствие или некорректная работа могут обойтись водителю в три тысячи рублей штрафа.

Хорошо, когда стоимость этого риска измеряется всего лишь штрафом, а не покореженными машинами, тем более человеческими жизнями. Усталость, невнимательность и плохое самочувствие – по статистике, до 30 процентов аварий на дорогах происходят из-за потери шофером работоспособности. Однако в Минтрансе и Госдуме подготовили законопроект, согласно которому состояние водителей грузовиков, автобусов и такси будут контролировать с помощью специальных приборов.

Подобные разработки уже активно применяются. Так, в Москве в городских автобусах устанавливают специальные камеры, которые контролируют водителя.

"С помощью нейросетей мы можем определять, когда водитель засыпает, когда отвлекается на сигареты, на телефон. Сразу же звучит сигнал, который возвращает водителя к управлению автомобилем", – рассказала гендиректор компании-производителя системы контроля состояния водителя Наталья Гиль.

А вот разработка ученых из Санкт-Петербурга улавливает состояние водителя за мгновения до засыпания и будит его специальным браслетом, который вибрирует на руке.

"Наша система имеет два канала получения данных от человека. Это миограмма, по которой мы делаем вывод о частоте моргания человека. Второй канал – электроэнцефалографический. По сумме данных мы делаем вывод, что человек в ближайшее время заснет", – рассказал член рабочей группы АНО "Платформа "Национальная технологическая инициатива" Владимир Статут.

Подобные системы, кстати, в ближайшее время могут появиться в свободной продаже. И, как показал опрос, многие водители не против установить их и в своей машине.

Наверняка подобные приборы спасут не одну тысячу жизней, а значит, хорошо бы как можно скорее оснастить ими транспортные средства профессиональных водителей.