На водороде поедем уже скоро – сразу две российские компании представили свои модели общественного транспорта на двигателе будущего.
Электробус на водородных топливных элементах – это новинка разработки "Группы ГАЗ". Существует в двух вариантах – "Ситимакс Гидроген" на 85 пассажиров, и поменьше – на 22 посадочных места и называется "Газель сити". Самое главное преимущество перед электробусом – запас хода больше. На одной заправке, обещает производитель, проехать можно 350 километров.
"Мы убеждены, что этого будет достаточно. Что касается перспективности, это вопросы более сложный, мы понимаем, что это техника гораздо более дорогая. Водородный автобус будет в три раза дороже электрического, это вопрос политики государства, субсидий, законодательства", -
комментирует представитель "Группы ГАЗ" Вадим Сорокин.
А вот КАМАЗ уже пообещал свой водоробус запустить по столичным маршрутам в следующем году. Двигаться он будет с максимальной скоростью 80 километров в час, проходить без заправки до 250 километров. Ну и что важно для зеленого транспорта – ему ни холод, ни жара не страшны: эксплуатировать водородный электробус можно при температуре от -40 до +40.
Юрий Борисов, КАМАЗ: "Мировые тенденции, связанные с так называемой "зеленой экономикой", переход к электродвижению, к водородным двигателям. Здесь представлены не на макетах каких-нибудь, а уже в реальных образцах. Вы можете увидеть автомобиль КАМАЗ и автобус на водородном двигателе. Это уж,е наверное, буквально завтрашний облик современных транспортных средств. И Россия, что приятно, в этом тренде будет развивать и накапливать компетенции. Вместе со всеми уважаемыми партнерами, коллегами, комплектаторами, которые со всего мира здесь присутствуют".
Локомотивы на водородной тяге – это тоже уже не фантастика, а перспектива ближайшего будущего. На полях Восточного экономического форума соглашение о сотрудничестве подписали Трансмашхолдинг, Росатом и Российские железные дороги. Пилотным полигоном для отработки организации движения поездов на водороде будет остров Сахалин.
Там же во Владивостоке глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал, что российский пассажирский самолет ЯК-40 может получить водородный двигатель. На авиасалоне МАКС в этом году модель представили в электрической версии. Сейчас Центральный аэрогидродинамический институт отрабатывает решения по охлаждению электрической системы водородом. А на следующем этапе водород уже будет обеспечивать энергией электрический самолет.
Ну а водородный вариант российского автомобиля "Аурус" гости форума могли увидеть. "Аурус Гидроген" с запасом хода 600 километров – пока это лабораторный образец, но скоро поедет.
Глава Минпромторга Денис Мантуров: "Аурус" – один из флагманов, он оказался в премиальном сегменте, поскольку этот проект не только под премиальный сегмент, но и под разработку технологий по водородной тематике, по электродвижению. Эта повестка распространяется на всех производителей".
В ближайшие два года Россия должна запустить и собственное производство водорода. В 2024 году только на экспорт планируют отправлять 200 тысяч тонн, к 2035 году – 2 миллиона. Это, по прогнозам, составит 10-15 процентов мирового рынка.
Первыми производителями должны стать Газпром, Новатэк и Росатом. Компании запустят пилотные водородные установки в 2024 году. Их построят на атомных электростанциях, объектах добычи газа и предприятиях по переработке сырья.