От "полуторки" до "ГАЗели": 90-летний завод обновил внучку ГАЗ-АА

"ГАЗель" – внучка легендарной модели ГАЗ-АА или, как ее называли в народе, "полуторки". С нее началась история Горьковского автозавода. Завод построили за 18 месяцев.

У крупнейшего предприятия российского автомобилестроения – Горьковского автозавода – юбилей. Вот уже 90 лет он поставляет стране легендарные ГАЗы. Именно с этими машинами связан индустриальный подъем страны в XX веке, развитие аграрного комплекса, организация пассажирских перевозок.

Сердце любого автозавода – это главный конвейер. Как и 90 лет назад, в цеху завода в Нижнем Новгороде, а тогда в Горьком, собирают грузовики, и что важно – по-прежнему полуторатонные.

"ГАЗель" – внучка легендарной модели ГАЗ-АА или, как ее называли в народе, "полуторки". С нее началась история Горьковского автозавода. Крупнейшее предприятие Нижнего Новгорода построили на берегу Оки всего за 18 месяцев.

Автомобильный завод запустили 1 января. Сейчас это покажется немыслимым – ведь праздники, выходные. Все дело в том, что тогда, в 1932 году, это был обычный рабочий день. Шла первая советская пятилетка, открытие нового для страны предприятия решили приурочить к Новому году.

Через одиннадцать лет после открытия Горьковский автозавод (ГАЗ) пришлось отстраивать практически заново. Нижний Новгород (Горький) подвергся крупнейшей бомбардировке советского тыла за всю историю Великой Отечественной войны. Ценой неимоверных усилий ГАЗ восстановили... всего за 100 дней.

"За восстановление завода в кратчайший срок мы получили орден, причем, Красного знамени. Это боевая награда, которая обычно вручалась воинским частям. Получили мы ее в 1944 году, а вообще за время войны заводу дали три ордена – орден Ленина, Красного знамени и Отечественной войны 1 степени", – поясняет директор музея ОАО "ГАЗ" Наталья Колесникова.

Сразу же после войны, летом 1945 года, Горьковский завод представил революционный для того времени автомобиль ГАЗ-М20 или "Победа", а еще через 10 лет с конвейера сошла первая "Волга" (ГАЗ-21).

Звук ее мотора не спутаешь ни с одним другим. Так звучит только 21-я "Волга" – мечта всех советских водителей. Она по-прежнему весьма популярна, но теперь уже среди любителей ретро-автомобилей.

"С детства – любовь к классическим машинам. ГАЗовские машины – самые, наверное, приятные по душе и большие по размеру, в сравнении с другими советскими моделями. Мы не берем правительственные ЗИЛы и "Чайки", потому что это очень дорого, а из доступных автомобилей "Волга" – самая лучшая", – рассказывает руководитель клуба Gorky Retro Garage Дмитрий Ануфриев.

Горьковский автозавод выпускал "Волги" без малого 55 лет. Каждая новая модель вызывала невероятный ажиотаж.

"Садись, садись!" – призывал Новосельцева оценить свою новую ГАЗ-24 Самохвалов-Басилавшвили в рязановском фильме "Служебный роман".

"Ты знаешь, это малогабаритная квартира!" – восхищался Новосельцев в исполнении Андрея Мягкова.

"Волга", несмотря на все свои достоинства, осталась все-таки советским автомобилем. В 2010 году ГАЗ полностью свернул производство легковушек и сосредоточился на выпуске небольших грузовиков семейства "ГАЗель". По сути, вернулся к истокам, к тем самым "полуторкам".

"В годы перестройки, в 1990-е годы, появившаяся "ГАЗель" дала толчок развития малому и среднему бизнесу. А нынешние годы – это "Газель NN", которую мы запустили в этом году. Это переход уже от аналоговой системы управления автомобилем к цифровой, который дает нам запас прочности, – признается управляющий директора автозавода ГАЗ Андрей Софонов. – И мы уже таким образом смотрим в будущее с этим автомобилем".

Свое 90-летие юбиляр встречает значительно помолодевшим – ГАЗ прошел полную модернизацию, во многих цехах сейчас работают роботы. Но вместе с тем удалось сохранить свое главное достояние – кадры и характер. Именно они помогли автозаводу пережить войну, кризисы и даже санкции.