Маленький байк – большие проблемы

В последнее время всё больше говорят об опасности электрогаджетов – самокаты, моноколёса – их даже выделили в отдельную категорию. Но ведь и бензиновые "игрушки" никуда не делись. С наступлением тепла на мини-мотоциклах начали рассекать и взрослые, и дети. Последние нередко попадают в жуткие аварии.

Эти кадры точно не для слабонервных. Четырнадцатилетний мальчик на большой скорости летит на питбайке. И на полном ходу впечатывается в автобус.

Жуткая авария случилась в городе Елабуге, это в Татарстане. Вот начальник местного отдела ГИБДД записывает комментарий на месте ДТП.

"Водитель автобуса ПАЗ не уступил дорогу несовершеннолетнему водителю мотоцикла, который на нерегулируемом перекрестке приближался справа. В результате ДТП несовершеннолетний водитель мотоцикла скончался на месте", – говорит Руслан Харисов, начальник ОГИБДД ОМВД России по Елабужскому району.

Все случилось на перекрестке. Он нерегулируемый и равнозначный. Это значит, что водитель автобуса должен был уступить дорогу помехе справа, то есть питбайку. Но как этот самый питбайк вообще оказался на проезжей части? Ездить по дорогам общего пользования этому виду транспорта запрещено. Мальчик, который стал жертвой аварии, был единственным ребёнком в семье. И вот этот мини-мотоцикл – сейчас он на штрафстоянке – ему подарили родители. За хорошую учебу. Сейчас это – обычное дело.

Андрей Трусфус катается на мотоцикле с юности. Сейчас обучает езде на этом звере своего сына. Но уверен – в таком деле нужна чрезвычайная осторожность. "Вот такой подход я не одобряю, что ребенок просил и ему купили, лишь бы вот отстань, иди, катайся, пожалуйста, там и все, за этим надо следить, надо ребенку купить экипировку, надо его возить на специальные трассы или в лес", – считает Андрей Трусфус, байкер.

Сын Андрея Трусфуса показывает обмундирование, в которое он облачается перед каждым заездом. Еще в девять лет Богдан оседлал своего железного пони – для коня он слишком маленький. Но такой же резвый, говорит юный гонщик. "Если ехать по песку, допустим, руль будет болтать, то есть, там много ситуаций, может колесо заднее занести", – говорит Богдан Трусфус.

В Екатеринбурге подростка на питбайке занесло в притормозивший в потоке автомобиль. Четырнадцатилетний водитель с травмами головы и переломами доставлен в больницу. Куда более трагичный финал у этой аварии. Восьмилетний мальчик погиб – он был пассажиром питбайка. Управлял им его десятилетний брат, который и спровоцировал ДТП. Это лишь часть происшествий с участием питбайков.

Для сегодняшних мальчишек это, пожалуй, самый желанный подарок. Ради него многие даже готовы отказаться от гаджетов. В интернете масса объявлений, где подростки готовы обменять свой телефон на питбайк.

"Мощность питбайков сравнима с мощностью советских мотоциклов, то есть это все-таки мощная техника, это не газонокосилка, в которой одна лошадиная сила. Это техника, предназначенная для передвижения по бездорожью, на ней можно классно и быстро ездить, не сто километров в час, но свои 50-60 километров в час эти мотоциклы спокойно набирают", – поясняет Андрей Иванов, руководитель объединения "МотоМосква".

Свет питбайки увидели ещё в начале 60-х в Америке. Для оперативного оказания помощи гонщикам на них передвигался обслуживающий персонал по пит-лейну – это сервисная зона. Отсюда и название – питбайк. Сегодня на них тоже соревнуются. А иногда просто гоняют по городу. Это Саратов. Семнадцатилетний лихач с сумкой за спиной маневрирует на дороге, пытаясь уйти от полицейский погони. Юного водителя питбайка задержали.

Питбайк – это исключительно спортивный инвентарь. И ни в коем случае не участник дорожного движения.

"Это перед нами классический питбайк – объем 125 кубических сантиметров, это спортивный снаряд, на нем нельзя ездить по дорогам общего пользования, рядом мы видим – мотоцикл стоит с похожим мотором – тоже 125 кубических сантиметров, но на нем можно ездить по дорогам общего пользования. Почему? Потому что он оснащен зеркалами, поворотниками, стоп-сигналом и есть рамка для крепления номера", – показывает Сергей Кулехин, директор по развитию розничного магазина вело и мототехники.

А значит, его можно поставить на учёт в ГАИ. Этот мотоцикл – для городских магистралей. Питбайк – для бездорожья. На раме любопытная надпись: не для дорог общего пользования. Поэтому и права не нужны.

Питбайк иногда называют велосипедом с мотором. Именно расположение двигателя отличает его от мотоцикла. Он, по сути, лежит горизонтально. Это позволяет при маленьком объёме – в данном случае 125 кубометров – получить достаточно большую мощность, здесь это 10 лошадиных сил. При этом он достаточно легкий. И манёвренный.

Мы могли бы показать тест-драйв. Но не будем этого делать без обмундирования и вне специальной трассы. Питбайк не для размеренной езды. На нем катаются вот так.

Артём Казанов десять лет назад организовал первые в России гонки на питбайках – сразу в нескольких дисциплинах. У самого Артема три байка. И свои, и чужие по дорогам общего пользования он перевозит на фургоне. И вот показывает нам инвентарь для самых маленьких гонщиков.

Получать навыки экстремального вождения байкеры призывают в мотосекциях. А не на улицах. Главное – использовать питбайк по назначению. И мыть после каждого заезда, с улыбкой добавляет Артем. Имена своим мотоциклам он не придумал, но и безымянными их не назвать – у каждого свой характер, рассказывает гонщик.

Миникроссовую трассу можно оборудовать самостоятельно – было бы желание. И побольше лопат, говорят байкеры. Именно нехватка специальных площадок, по их мнению, заставляет подростков выезжать на питбайках на дороги. Как, например, этого мальчика из Татарстана. Там по факту смертельной аварии возбуждено уголовное дело. Двадцатисекундное видео сейчас изучают следователи.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.