Каршеринг: иллюзия безнаказанности

Автомобили каршеринга попадают в сводки ДТП с пугающей регулярностью. Водителям такого транспорта – особое внимание на дорогах. Кто садится за руль, и как включают красный свет нарушителям?

У второго спецбатальона ДПС ГИБДД Москвы рейд по проверке каршеринговых машин начался с небывалого. Водитель очередного арендованного автомобиля вдруг вырулил на встречку и врезался в пожилого таксиста.

Сначала автомобилисты у всех на глазах устроили спор: кто был прав, а затем выяснилось: этот парень провернул классический каршеринговый трюк. Для езды использовал аккаунт своей девушки, но, завидев сотрудников ГИБДД, испугался и помчался прочь.

За такое – грозит штраф. От 50 до 100 тысяч рублей. Сотрудники ДПС всегда проверяют телефон, в котором установлено приложение каршеринговой компании.

"Водительское удостоверение показывают и, когда просишь, аккаунт. Предъявите аккаунт, будьте любезны – начинают, я забыл. А как это делать, я не умею. Телефон – зарядка села. Такие водители сразу привлекают внимание", – поясняет Алексей Юшин, заместитель командира взвода 2 ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД по Г. Москве.

Чаще всего водители каршеринговых автомобилей совершают мелкие административные правонарушения. Не пропускают пешеходов, паркуются в неположенных местах, перевозят детей без специальных кресел. Но есть и те, кто садится пьяным за руль арендованной машины.

Алексея Перешилова тоже поймали сотрудники второго спецбатальона. У водителя не было прав, в телефоне левый аккаунт, сам он не понимал, что происходит.

Сейчас Перешилов в изоляторе. Арестовали и Андрея Комарова из Новосибирска, который пьяным влетел в остановку общественного транспорта. Пострадали четверо. На месте скончалась пожилая женщина. Депутаты Госдумы уже предложили установить на все машины каршеринга алкозамки.

"Идет рост аварий. По вине лиц, управляющих каршерингом в пьяном виде. Поэтому обязательно нужно туда интегрировать алкозамки. Мы это говорим не первый день, и это должно лечь на плечи владельцев бизнеса", – считает Султан Хамзаев, депутат Госдумы.

Рустем Ильясов пьяным не был, но это не спасло от гибели двух пешеходов в Люберцах. Хотя общее количество аварий с такими машинами, в той же Москве, за прошедший год снизилось на 15 процентов.

За 6 месяцев текущего года на территории Москвы зарегистрировано 169 ДТП с участием автомобилей краткосрочной аренды, в которых погибли 12 и пострадали 169 человек.

Но есть и другая беда. Многие используют каршеринг, чтобы остаться неприметными. Раньше такие клиенты регистрировались в сервисах по чужим документам, теперь это почти невозможно, и водители покупают уже готовые аккаунты в сети. В среднем за 3000 рублей. Кто-то возраст скрывает, потому что нет водительских прав.

"Не выдаешь свои данные, не могут определить, куда ты поехал в данный момент времени, и как бы не могут тебя, как они считают, вычислить", – поясняет Карен Погосов, юрист.

Добросовестных намерений тут, понятно, нету, если у тебя все нормально, ты под своим аккаунтом регистрируешься и едешь.

Такие – нарушают правила, ведь не им платить штрафы. Устраивают гонки и ДТП. Бросают машины в подземных переходах. Сливают бензин – что в Москве уже приводило к пожару. Перевозят наркотики. Разбирают каршеринговые автомобили на запчасти и просто портят чужое имущество. Ведь оно чужое.

"В связи с этой темой каршеринга мы видим отражение общей тенденции, когда люди не видят границ между своими и чужими вещами. По факту это какая-то иллюзия безответственности и безнаказанности", – полагает Ольга Покушалова, психолог.

При этом в самих каршеринговых компаниях говорят: резонансные случаи есть, но за последние пару лет культура аренды выросла.

"У нас в данный момент на одну машину в день приходится 6 аренд, это говорит о том, что бизнес востребован. Каршеринг востребован", – отмечает Артур Евков, бренд-менеджер каршеринговой компании.

И он будет развиваться. Клиентам не приходится покупать дорогостоящие машины, они лишь временно берут их в аренду. Так одним автомобилем пользуются десятки человек. А потому снижается трафик, необходимость парковок, выбросы. Но главное, чтобы и дальше снижалась аварийность, а это, во многом, зависит от водителей.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.