ГИБДД готова к самокатному сезону

Сошел снег - всплыли электросамокаты. С наступлением тепла столичные конторы проката запустили аренду самоходных гаджетов. В регионах любители рассекать по тротуарам тоже готовятся к сезону. ГИБДД к таким стартам готова, новые правила уже вступили в силу. Вот только знают ли адепты кикшеринга о том, что езда без правил закончилась?

Он плюет на правила и препятствия. Заезд яркий, быстрый и короткий. А это столица – гонщик на двух колесах врезается в пешеходов Пострадавшая женщина – в больнице с травмами. И это – только начало сезона. После зимней спячки на дорогах вновь заколесили самокаты. Вот только как ни дави на газ, разгоняются они всего до 15 км в час вместо привычных 25. Такие ограничения – теперь в большинстве парков столицы. Все работает автоматически. Как только двухколесный транспорт въезжает в зону, где прогуливаются люди, скорость мгновенно падает.

Чем она ниже, тем меньше риск аварий. И это только одна из мер безопасности, которую с недавних пор ввели в ГИБДД. Проблемой самокатов там не на шутку озаботились: сезон только начался, а число двухколесных на дорогах одной Москвы выросло еще на треть. Только вдумайтесь: 60 тысяч электросамокатов – все равно что небольшой город весь встал на колеса. И за всеми лихачами теперь надо уследить.

Нововведений для этого – море. Начали с названий. Теперь самокат не просто самокат, а СИМ, то есть средство индивидуальной мобильности. Есть даже новый дорожный знак. Он запрещает рассекать в тех местах, где самокаты представляют особую опасность для пешеходов. В противном случае опыт прошлых сезонов наверняка повторится.

Самоуверенные самокатчики сносят все на своем пути: прохожих, машины, шлагбаумы и друг друга. Но теперь кататься, как вздумается, уже не выйдет. Ездить можно только по велодорожкам. Если их нет, то по тротуару. Причем всегда уступать пешеходам – у тех приоритет. В крайнем случае можно выезжать на обочину. Но лихачить по скоростным трассам и магистралям строго запрещено. Есть требования и к тем, кто у руля. Например, дети должны быть только под присмотром взрослых, а парочки, наконец, – разъединиться: одному человеку – один самокат. Но знают ли об этом сами клиенты прокатных сервисов?

Статистика удручает. В России только за прошлый год насчитали 838 аварий со средствами индивидуальной мобильности. Погибли 19 человек, еще 870 получили травмы. Причем 70% этих ДТП совершали люди не на арендованных, а на частных самокатах. Они более опасны – там нет ограничений скорости и должного техобслуживания.

Коли электросамокат нынче – полноценное транспортное средство, то его водителей в случае нарушений теперь могут наравне с другими штрафовать. За выезд на встречку, за превышение скорости, да даже за езду пьяным. Такой прецедент, кстати, случился год назад в Тюмени. 27-летний мужчина летел на электросамокате по улице. Лихача тут же заприметили полицейские. Остановили. Выяснилось: водитель навеселе. В итоге суд приравнял его мощный самокат к мопеду и вынес неожиданно строгий приговор: лишение водительских прав и условный срок – 1 год.

Но хорошо, если нарушителя из потока выцепит зоркий глаз инспектора, но как угнаться за остальными? Некоторые приложения кикшеринга, например, могут сами отслеживать нерадивых самокатчиков, если те едут вдвоем. Система считывает неправильное распределение веса и блокирует аккаунт. Но пока не все прокатчики это умеют. Зато в планах полиции – привлечь к борьбе и искусственный интеллект. Для этого на каждый самокат повесят номер, а городские камеры в режиме реального времени будут фиксировать нарушения.

Вот так электросамокаты постепенно вывели из серой зоны права – в мире вечной дорожной гонки появилась толика порядка. Теперь новые правила важно усвоить и, так сказать, обкатать на практике. Желательно побыстрее.