"Сарай" или "баржа", как прозвали в народе этот автомобиль, действительно, поражал неискушенных советских людей. В объемный багажник такого такси можно было сложить чемоданы всей семьи, отправляющейся в отпуск. А гости с юга, приехавшие торговать в столицу, смело загружали в свой "белий "Волга" весь товар. А сколько больных перевезли эти машины! Ведь они использовались и как кареты скорой помощи.
"10 тысяч сверху!" – кому раньше не была знакома эта фраза. И касалась она именно "сарая" – столько готовы были переплатить за него "непростые" советские люди – артисты, видные ученые, ну и, конечно, работники торговли. При и без того огромной "заводской" стоимости в 9 000 рублей, за эту "Волгу" отдавали бешеные деньги – до 25 тысяч (см. сколько она бы стоила сегодня). Это был даже не дефицит, а супердефицит для "своих"! И, конечно, суперпрестиж!
Горьковский автозавод (который, к слову, никогда не боялся экспериментов) выпустил первый универсальный ГАЗ-24-02, созданный на базе седана ГАЗ-24, в 1974 году. И до 1985 года выпустил 8 602 штуки. На момент создания это был самый мощный автомобиль в СССР – 95 л\c в 2,5-литровом моторе ЗМЗ-24, специально созданном под модель.
Однако в процессе эксплуатации оказалось, что такой мощности для полуторатонного авто слишком... много. Аппетит у "сарая" был волчий – 13 литров бензина на 100 км. И какого бензина – дорогущего 93-го. Поэтому умельцы ставили специальные прокладки, снижающие мощность двигателя до 85л\c, и ездили на дешевом 76-м, который охотно сливали из государственных бензобаков водилы грузовиков – по трешке за 20-литровую канистру. Кстати, такие же, но уже промышленно дефорсированные моторы ставили и на такси, и на скорые – ведь "экономика должна быть экономной", как говаривал "пламенный борец за мир и социализм" и большой фанат автомобилей тов. Л.И. Брежнев.
Всенародное почитание "сарая", конечно, имело и вполне объяснимые причины – просто ГАЗ-24-02 был довольно удобным автомобилем. Например, водительское место было максимально отнесено влево, так что правая рука шофера при переключении (очень плавном, практически двумя пальцами) скоростей никогда не касалась левого бедра переднего пассажира. Для важных советских шишек, которые тогда предпочитали ездить спереди, а не сзади, как сейчас, места было много. Да и сзади его хватало: колени не упирались в спинки передних кресел – неслыханное дело для советских автомобилей. Тормозил газовский универсал тоже на редкость плавно (опять же по сравнению с другими изделиями отечественного автопрома) – на него был впервые поставлен гидровакуумный усилитель тормозов.
Вот, пожалуй, и все достоинства "баржи". В СССР шутили, что настоящие "волговоды" могут работать масляным шприцем, не снимая костюма-тройки и галстука. Да-да, на ГАЗ-24-02, как и на не менее знаменитый 21-й, ставилась все та же шкворневая передняя подвеска. Такие рессоры использовались еще в конных экипажах и требовали частой-частой смазки. Впрочем, владельцы этого престижного автомобиля сами ни под капот, ни под "брюхо" не лазили. А для слесарей, обслуживавших "сарай" он был настоящей сказкой – огромное подкапотное пространство. Можно без проблем поменять свечи, масляный фильтр, отрегулировать карбюратор, зажигание и т.д. Причем, это можно было сделать и на дороге, если возникли какие-то проблемы.
Для такси была разработана специальная версия ГАЗ-24-04. В базовой комплектации она оснащалось светящимися приборами, радиоприемником и знаменитым зеленым огоньком, который автоматически выключался при повороте ручки таксометра (см. кинофильм "Три тополя на Плющихе"). Красили его сначала не в ярко-желтый цвет, привычный сегодня, а в зеленовато-лимонный с шашечками и буквой "Т" на передних дверях.
Музей транспорта Москвы отреставрировал один из самых ранних сохранившихся универсалов первого, 1972-го года выпуска. Этот экспонат прибыл из Музея московского такси, и автореставраторы провели огромную работу: восстановили кузов и салон, двигатель, коробку передач и тормоза – в общем легендарный "сарай" теперь на полном ходу. Его можно увидеть на экскурсиях в фонды хранения коллекции Музея транспорта, а затем он войдет в постоянную экспозицию, которая откроется на Новорязанской улице, 27.