Интернет-ретейлер Ozon планирует получить миллиард долларов на бирже США

Российский интернет-ретейлер Ozon рассчитывает получить миллиард долларов в ходе размещения на американской бирже. Предположительно, IPO состоится до конца месяца. Насколько высок интерес инвесторов к акциям Ozon?

До 1 миллиарда долларов хочет привлечь Ozon на американской бирже. Интернет-магазин основали в конце 1990-х создатели IT-компании Reksoft Александр Егоров и Дмитрий Рудаков. Сейчас крупнейшими акционерами интернет-магазина являются АФК "Система" и Baring Vostok. Когда конкретно Ozon планирует IPO?

Размещение Ozon может стать одним из крупнейших российских IPO в США за последние годы. Компания рассчитывает на активный интерес инвесторов и планирует привлечение порядка 1 миллиарда долларов. Среди организаторов листинга – Goldman Sachs, Morgan Stanley, Citigroup и другие ведущие американские банки.

Стоимость каждой акции Ozon на бирже Nasdaq предварительно оценивается от 22,5 до 27,5 доллара. Таким образом, максимальная стоимость всех бумаг может составить почти 950 миллионов. Такая цена говорит о том, что компания рассчитывает на капитализацию свыше 5 миллиардов по итогам размещения.

Кроме того, 135 миллионов долларов Ozon получит от своих нынешних основных акционеров – фондов Baring Vostok и АФК "Система", которым принадлежит примерно по 40 процентов в компании.

"О планах заявлял BarIng Vostok. Вероятно, "Система" также поучаствует в допразмещении по цене размещения, чтобы не уменьшать свои пакеты. Общий объем может составлять до 1 миллиарда долларов. Хотя это не предел для компании. Если они выйдут с большим размещением, рынок с удовольствием может купить", – прогнозирует портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Эдуард Харин.

Время для выхода на биржу – самое что ни на есть удачное. На фоне пандемии и связанных с этим ограничений в торговле спрос на интернет-коммерцию огромный. Такие мировые онлайн-гиганты, как Amazon и Alibaba, показали в этом году многократный рост.

У российского Ozon только во втором квартале торговый оборот вырос на рекордные 188 процентов – почти до 46 миллиардов рублей. Однако своим успехом ретейлер обязан не только пандемии. Например, в 2019 году его оборот также вырос – на 93 процента, в 2018 году – на 73 процента. При этом компания несколько лет подряд все же фиксирует убытки, поскольку вкладывает много средств в свое развитие.

"Ozon позиционирует себя как крупнейший игрок в своем сегменте. Оборот торговой площадки составил более 140 миллиардов рублей за 9 месяцев. Убыток был связан со спецификой рынка. Все игроки стараются вырасти, и издержки роста приводят к убыткам. Это не только российская специфика, но и международная. Выход на IPO призван привлечь инвесторов, чтобы погасить убытки прошлых лет и дать деньги для дальнейшего роста", – объясняет начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко.

Последним препятствием на пути к IPO был спор Ozon со Сбером, возникший этим летом. Еще в прошлом проспекте эмиссии Ozon писал, что в сентябре разорвал некое соглашение о намерениях, в результате чего Сбер требовал от него неустойку в размере 1 миллиарда рублей. Суть соглашения неизвестна, однако СМИ тогда писали о попытках Сбера договориться о покупке части акций интернет-ретейлера. Как бы то ни было, Ozon, хотя и не признал за собой нарушений, выплатил требуемую сумму.

"Мы не можем говорить о каких-то нюансах. Соглашение было конфиденциальным. Но совершенно точно, у Сбера есть большой интерес к электронной коммерции. И то, что этот интерес транслировался в переговорный процесс Ozon, мне кажется, очень символичная история", – комментирует ситуацию генеральный директор "INFOline-Аналитика" Михаил Бурмистров.

История с поиском новых инвесторов для Ozon длилась последние несколько лет. Учитывая высокие финансовые показатели, компании просто необходимо привлечь новые средства для развития. Которые она как раз и рассчитывает получить на американской бирже.