В России запустили систему моментальной оплаты заправки самолетов "в крыло". Ее разработали в "Газпром нефти" и назвали Smart Fuel (смарт фьюэл). Работает система по технологии блокчейн. Запуск Smart Fuel уже позволил сократить время расчетов между топливным оператором и авиакомпанией с 4-5 дней до 15 секунд.
Рейс Красноярск-Новосибирск. Пока пассажиры спускаются по трапу, пилот Алексей Майоров, не выходя из кабины, уже заказывает топливо для следующего рейса. Два клика – и данные на экране в топливозаправочном автомобиле. Так работает новая блокчейн-платформа "Газпром нефти" Smart Fuel. Объем топлива пилот и оператор заправки тоже согласовывают онлайн. И вот – заправка в крыло самолета.
"Я уже не буду стоять около заправщика и смотреть количество литров, чтобы потом это все перенести. Вот он, расходный ордер пришел, в данный момент мы заправились. Все данные – все есть, все посчитано. Все автоматически. Это очень удобно", – рассказал пилот авиакомпании Utair Алексей Майоров.
Раньше пилотам приходилось заказывать топливо чуть ли не с калькулятором в руках. Перевести литры в килограммы, заполнить бумаги, а потом еще и выйти из самолета, чтобы обсудить детали с оператором заправки.
"Большой плюс – экономия времени. Нам не нужно ждать, когда пилот подойдет к тебе, чтобы уточнить количество топлива. Все автоматически пришло, я увидел – и начинаю заправку. И уже потом расчеты все быстрее происходят. Мы экономим от 10 до 15 процентов времени. Это уже значительно", – отметил оператор топливозаправщика Денис Шиков.
Цифровая технология "Газпром нефти" гарантирует отсутствие ошибок. Приложение на планшете пилота и специальный модуль в топливозаправщике обмениваются данными в режиме онлайн. Каждый этап заправки – как на ладони.
"Система позволяет просто подключиться к крылу самолета, включить дедмент, включить насос топливозаправщика и не вводить никакие цифры, не писать бумажки. Это комфорт персонала, а комфорт обеспечивает внимание персонала к важным вещам. Пилот, например, сосредоточен на подготовке к рейсу, а не на том, как там будет заправка, и это вопрос в том числе и безопасности", – рассказал руководитель проекта Smart Fuel Дмитрий Макаров.
Безопасность не только для пассажиров, но и для персонала. Минимум контактов – пилот и оператор топливозаправщика теперь могут обойтись без личного общения, а это особенно важно в контексте антиковидных мер. С помощью новой блокчейн-системы Smart Fuel уже заправляют самолеты в Новосибирске и Мурманске.
"Мы заправляем самолеты "СмартАвиа" и Utair. Это опытно-промышленная эксплуатация, и сейчас отрабатывается взаимодействие между авиакомпаниями, топливозаправочной компанией и банками. Мы заправили уже более сотни рейсов", – сообщил заместитель генерального директора по экономике и финансам "Газпромнефть-Аэро" Евгений Верхогляд.
В единой системе все участники процесса. Оплата за топливо – по факту, тоже онлайн. В среднем на финансовую операцию с использованием Smart Fuel уходит 10 секунд. Данные в системе защищены с помощью шифрования и электронных подписей.
"Здесь речь идет о смарт-контракте, который позволяет платить онлайн, что позволяет авиакомпаниям не замораживать средства при авансировании. Поэтому – да, это выгодно, – говорит вице-президент по экономике и контролю расходов авиакомпании Utair Дмитрий Городилов. – Мы запустили в Новосибирске пилотный проект, дальше планируем двигаться по аэропортам, где заправляет "Газпромнефть-Аэро".
В мае Министерство цифрового развития внесло блокчейн-систему "Газпром нефти" в реестр российского программного обеспечения. Уже в этом году заправлять самолеты с ее использованием можно будет также в аэропортах Москвы, Екатеринбурга, Томска и Омска. Со временем Smart Fuel, по словам разработчиков, вполне может стать единой платформой для всех авиакомпаний, поставщиков топлива и банков. А это еще один шаг к цифровому будущему авиационной отрасли.