Тема:

Нефть и газ 18 часов назад

В мире грядет эпоха нехватки нефти


AP

Нефтяной рынок, похоже, не боится "омикрона". Спрос на нефть устойчиво растет во всем мире. В чем причина?

В мире в ближайшие несколько лет может наступить дефицит нефти. С таким прогнозом выступил глава энергетической компании Halliburton Джефф Миллер. На этой неделе цены на нефть показали стремительный рост.

Ситуация на нефтяном рынке стремительно меняется. И уже скоро не баррель будет искать покупателя, а покупатель будет гоняться за баррелем, уверен глава компании Halliburton Джефф Миллер. По его словам, в мире грядет эпоха нехватки нефти.

Уже в этом году на фоне низких запасов и высокого спроса цены на энергоноситель вероятно покажут максимальный прирост за 10 лет. Накануне Brent превысил отметку 78 долларов за баррель впервые с конца ноября. Этому способствовало быстрое восстановление спроса несмотря на продолжающуюся пандемию. Участники рынка акцентируют внимание не на распространении "омикрона", а на низком проценте госпитализаций относительно прежних штаммов.

"Все поняли, что отсидеться от коронавируса просто так не удастся. Надо работать, иначе нам просто будет нечего есть. Работа связана с потреблением энергии, с перемещением людей, с перемещением товаров и грузов, с организацией кучи логистических услуг. Это все требует затрат нефти, – отмечает профессор РГУ нефти и газа имени Губина Валерий Бессель. – Поэтому "омикрон" "омикроном", конечно, риск есть – но надо прививаться, и риск будет минимизирован. Все равно активность растет".

Одним из главных драйверов роста остается азиатский рынок. В Китае спрос на нефть продолжает активно расти – и еще очень далек от пика. Который, по данным China National Petrolium Corporation, настанет к 2030 году, тогда потребление достигнет семисот восьмидесяти миллионов тонн.

Активно наращивает импорт Индия. В ноябре он превысил максимальное значение за 10 месяцев и составил более восемнадцати миллионов тонн, согласно данным S&P Global Platts.

"Азиатские рынки – они и до пандемии были очень быстрорастущими, потребляя огромное количество энергоносителей, у них все-таки энергобаланс такой – требует дополнительных притоков нефти и других энергоносителей, – отмечает Антон Усов, руководитель региональной практики по работе с компаниями нефтегазового сектора. – Во всем мире, если мы посмотрим, растет потребление – в Соединенных Штатах Америки высокий спрос, в Европе... Все рынки находятся в фазе подъема спроса на энергоносители".

Цены на нефть также растут на фоне снижения темпов разведки новых запасов углеводородов. В уходящем году процесс замедлился практически втрое. Если 2020 году по всему миру было разведано 12,5 млрд баррелей нефтяного эквивалента, то сегодня цифра значительно ниже – всего 4 млрд 700 млн баррелей.

Ведущие мировые компании все чаще отказываются от новых открытий и предпочитают расширять добычу на уже действующих месторождениях. Инвестиции в проекты снижаются на фоне растущей значимости "зеленой повестки" – необходимости перехода к углеродной нейтральности.

"Сейчас поставки сокращены и в этом причина роста цен, – уверен Тьерри Брос, эксперт в сфере энергетики, профессор международного исследовательского университета Sciences Po. – А предложение ограничено, поскольку мы недостаточно инвестировали в эту отрасль из-за сценариев по нулевым выбросам, которые заставляют инвесторов отказываться от вложений. Кроме того, существует фактор коронавируса, и он накладывал определенные ограничения на поддержку отрасли. Такая же картина, как на рынке нефти, наблюдается и в газовой сфере, где поставки также ограничены".

Конъюнктура, которая складывается в последнее время на мировом рынке, дает существенные преимущества российских компаниям и российскому бюджету, который во многом ориентирован на нефтегазовые доходы. В этом году они составят порядка 8,5 трлн рублей, как отмечал ранее вице-премьер Александр Новак.

При этом продолжает расти добыча нефти. По итогам этого года ожидается ее увеличение более чем на 2 процента – получим примерно 524 миллиона тонн. Ну а в следующем объем может составить уже 550 миллионов тонн.

Ситуация во многом будет зависеть от решений, которые могут быть приняты на встрече ОПЕК+ запланированной на 4 января.