От глаз Google и Facebook (запрещена в РФ) трудно скрыться: крупнейшие IT-компании втайне продолжают слежку за активностью пользователя, даже если тот зашел на порносайт, переключив браузер в режим инкогнито. Об этом свидетельствуют результаты исследования New Media & Society, в рамках которого было просканировано 22 484 ресурса с "клубничкой".
Оказалось, что подавляющая часть сайтов с контентом "для взрослых" нашпигована интернет-жучками ведущих технологических компаний. Использовав инструмент webXray с открытым исходным кодом, исследователи выяснили, что 94% порносайтов отсылают собираемые ими данные в среднем на семь сторонних доменов. Как и кем эта информация используется в дальнейшем, неясно.
Как правило, порноресурсы следят за посетителями через cookie-файлы — небольшие фрагменты текста, сохраняемые в браузере при начале сессии. В других случаях трекерами могут выступать скрытые пиксели — прозрачные точки, которые нельзя увидеть на экране. Благодаря таким интернет-жучкам сайты, к примеру, могут идентифицировать постоянных посетителей или запоминать персональные настройки, пишет The New York Times.
И хотя эта информация (вроде разрешения экрана или типа браузера) обычно обезличена, в отдельных случаях установить личность пользователя все-таки можно, например, сопоставив его IP-адрес или уникальный рекламный идентификатор устройства с уже существующим маркетинговым профилем.
В New Media & Society пришли к выводу, что Google (или одна из её "дочек", таких как рекламная платформа DoubleClick) ответственна за 74% интернет-жучков на порносайтах. Трекеры Oracle установлены на 24%, Facebook — на 10% просканированных ресурсах. Более того, только 17% из 22 484 изученных страниц со "взрослым" контентом шифруют соединение, что ставит передачу персональных данных под угрозу.
По предположению NYT, Oracle — крупнейший разработчик софта для бизнеса — мог бы использовать собранную порносайтами информацию для дополнения маркетинговых "досье", составляемых на пользователей. Зачем эти данные нужны Google и Facebook, которые обычно не допускают появления на своих платформах материалов порнографического характера, остается загадкой.
Представители Google в комментарии заявили, что не используют информацию, собираемую трекерами на порносайтах, для создания маркетинговых профилей. Схожий ответ дали в Facebook, подчеркнув, что их система отслеживания пикселей открыта любому — получать разрешение на то, чтобы встроить её на сайт, не нужно. В Oracle на запросы журналистов не ответили.