Сооснователь и глава Twitter Джек Дорси впервые прокомментировал историю с пожизненным удалением со своей платформы аккаунта Дональда Трампа — президента США и одного из самых популярных микроблогеров в истории.
О произошедшем Дорси не сожалеет. Он настаивает, что лучшего решения в той ситуации не было, и Twitter пошел на крайнюю меру в условиях, когда онлайн-высказывания Трампа провоцировали агрессию его сторонников в реальном мире.
С другой стороны, основатель компании признал: сама по себе блокировка — это признак неспособности поддерживать здоровую дискуссию. А в данном конкретном случае — еще и демонстрация того, о чем сегодня многие говорят: получается, что частная компания имеет большую власть, чем избранный президент страны.
При этом Дорси отверг версию о том, что блокировки Трампа в Twitter, YouTube, Facebook (запрещена в РФ) и Instagram (запрещена в РФ), а позже и отказ Amazon работать с соцсетью Parler, куда попытались перейти сторонники президента, были скоординированы. По его версии, компании принимали решения самостоятельно.
В итоге Дорси пообещал пересмотреть отношение к политике блокировок в твиттере и сделать ее более прозрачной. Он также заявил о желании видеть интернет менее централизованным и привел в пример биткоин как образец децентрализованной системы. Как именно будет устроен этот самый "твиттер будущего", Дорси не сказал.
Тем временем к списку платформ, где забанили Дональда Трампа, добавился Snapchat – популярный у американской молодежи мессенджер. Там заявили, что президент на протяжении нескольких месяцев нарушал нормы сообщества, о чем его предупреждали, и теперь бан будет вечным.
А еще британская газета Guardian выпустила материал, в котором рассказала, что американцы, штурмовавшие Капитолий, использовали для координации интернет-рацию Zello — мобильное приложение, с помощью которого можно разговаривать как по рации. После этого авторы Zello тут же заблокировали чуть ли не все каналы, связанные со сторонниками президента. Guardian нашла таких 800, но Zello удалила аж две с лишним тысячи.
Любопытно, что сооснователь Zello — выходец из России, Алексей Гаврилов, и в России этот сервис заблокирован по решению Роскомнадзора. Официальная причина в том, что компания не предоставила сведения для включения в реестр организаторов распространения информации. Получается, что в одном случае компания не подчиняется требованию надзорного органа, считая его абсурдным, а в другом — без запроса со стороны регулятора удаляет каналы после скандала в прессе.
***
А вот основатель Telegram Павел Дуров отчитывается об успехах. Из-за скандалов с ведущими соцсетями, а также изменения пользовательского соглашения WhatsApp у Telegram — невероятный приток новых пользователей.
Чуть раньше Дуров упомянул, что сейчас в сутки в мессенджере регистрируются по 8 с лишним миллионов человек, а теперь — что в Telegram появились два новых аккаунта глав государств. Свои каналы завели президент Бразилии Жаир Болсонару и президент Турции Реджеп Эрдоган. Кроме того, Дуров привел список уже прописавшихся в Telegram: это президенты Мексики, Франции, Украины, Узбекистана, а также премьеры Эфиопии, Израиля и Сингапура.
Дуров также не преминул указать на непрозрачность алгоритмов "больших" соцсетей — мол, в Telegram пост увидят все подписчики — и что помимо галочки для верифицированных аккаунтов есть пометка и для поддельных. Такую получил канал Дональда Трампа, на который уже подписались полмиллиона человек и который оказался неофициальным.
Между тем, у самого Telegram начинаются финансовые проблемы. Павел Дуров спешно ищет деньги на функционирование мессенджера. Как сообщило издание The Information, бизнесмен обращается к различным банкам за кредитом на сотни миллионов долларов.
Дело в том, что Дуров долгое время финансировал работу мессенджера из собственных средств, а их нужно много. В буклете для инвесторов TON говорилось, что в 2017-м году работа Telegram стоила 70 млн долларов: серверы, каналы связи и так далее. В 2020-м году расходы эти должны были вырасти до 170 миллионов. А еще в апреле Дуров должен будет вернуть часть денег инвесторам блокчейн-платформы TON, которую так и не удалось запустить.