В России создают цифровую "песочницу" для испытаний дронов-курьеров

Вслед за беспилотниками на колесах в России обещают тестовую эксплуатацию и летающих роботов. Уже не в варианте полулегальных экспериментов, а как полноценную программу отработки технологий и законодательного сопровождения такого сервиса в условиях, приближенных к реальным.

В качестве полигона выступит Томская область. По данным РБК, постановлением правительства там создадут так называемую цифровую песочницу — специальный правовой режим, который снимет существующие ограничения. Речь о том, что, собственно, беспилотников уже довольно много, в том числе и отечественных.

Первая, как было заявлено, коммерческая доставка пиццы по воздуху случилась вообще еще в 2014 году в исполнении "Додо". Впрочем, это, равно как и некоторое количество аналогичных разовых акций, скорее, были маркетинговыми ходами. Которые, к тому же, категорически не понравились транспортной прокуратуре.

Теперь же поставлена задача отработать и техническую, и юридическую стороны процесса на большой, но ограниченной территории. Соответствующий документ, по сообщению РБК, подготовили Минэкономразвития, Минтранс, Росавиация, Фонд перспективных исследований и администрация Томской области. В тестах предполагается участие тяжелых беспилотников, весом от 30 килограммов, при эксплуатации которых сейчас применяются наиболее строгие требования. Их будут использовать для доставки грузов, аэрофотосъемки и сельхозработ.

В документе сказано, что маршрут беспилотника должен проходить за пределами крупных населенных пунктов, диспетчерских зон аэродромов, зон ограничения полетов, а также не над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований и так далее. При этом оператор района должен будет информировать о полете в интернете или местных СМИ жителей населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 10 км от маршрута устройства.

Программировать, а потом и контролировать беспилотник будет человек, имеющий свидетельство внешнего пилота-испытателя, либо пилота гражданской, государственной или экспериментальной авиации. Плюс страховка гражданской ответственности минимум на 1 миллион рублей.

В проект попали 13 организаций, в частности — Национальный центр вертолетостроения имени Миля и Камова и Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина. А со стороны потребителей таких услуг, как говорят, интерес высказали "Газпром нефть" (которой нужно с воздуха контролировать состояние трубопроводов) и "Почта России". По ее оценке, внедрение беспилотников в удаленных районах должно сократить время доставки и ее стоимость почти в 2 раза, а количество отправлений — увеличить в 10 раз.

***

Apple, которая на разрабатывает и не запускает собственные игры, оказалась крупнейшей компанией на этом рынке. Если судить по количеству заработанных денег. Сама Apple не раскрывает доходы от продажи отдельных категорий приложений в магазине программ для iPhone и iPad. Но какие-то документы ей пришлось предоставить в рамках судебного разбирательства с компанией Epic Games, (разработчиком игры Fortnite), которую Apple в своем App Store заблокировала.

Так вот, журналисты издания The Wall Street Journal проанализировали эти документы и обнаружили, что в 2019 году на комиссии с продажи игр и внутриигровых покупок Apple заработала 8,5 миллиарда долларов. Это больше, чем на своих играх тогда заработали Activision, Microsoft, Nintendo и Sony вместе взятые. Со всеми их студиями, игровыми приставками и выпускаемыми для них эксклюзивами.

Зато у Apple есть миллиард пользователей. Более того, платежеспособных пользователей. И магазин приложений, который, по сути, — единственный способ установки программ на "яблочные" мобильные устройства. И этот магазин оставляет себе до 30% от всех проходящих через него платежей. И именно игры в том же 2019 году обеспечили 2/3 доходов App Store.

Впрочем, этот денежный поток теперь под угрозой. Во-первых, тот самый суд против Epic Games — это лишь один из элементов борьбы разработчиков и регуляторов разных стран за пересмотр правил эпловского магазина приложений. А во-вторых, регуляторы в Китае в принципе нацелились на сокращение времени, которое подростки проводят в играх. А Китай — это почти треть всех трат на игры в App Store, даже американцы Apple приносят меньше.