Джек Дорси, основатель и глава Twitter, ушел в отставку. И это значит существенно больше, чем просто перестановки в руководстве одного из интернет-сервисов. Уж больно необычна личность самого Дорси, который, по сути, и олицетворяет собой Twitter.
Его манера принимать решения относительно развития компании и политики сервиса принесла ему прозвище джектатор. Окончательно оно закрепилось после последних выборов президента США. Это время вообще было достаточно тяжелым для социальных сетей, которые оказались под огнем критики сторонников обеих американских партий.
В итоге, пока все обсуждали, как модерировать политическую рекламу, Дорси вообще запретил ее в Twitter. А уже после выборов сервис микроблогов стал первым ресурсом, который пожизненно заблокировал аккаунт уже бывшего президента США Дональда Трампа. Между прочим, один из самых популярных в твиттере — 80 миллионов подписчиков.
Но и с текущими властями Дорси вел себя если не вызывающе, то демонстративно — не так, как положено согласно этикету и традициям. Например, во время очередных слушаний в Конгрессе (которые проходили в режиме видеоконференции) глава Twitter говорил с собственной кухни, постоянно постил твиты со смартфона (в частности, сетовал, что конгрессмены не могут выучить имя главы Google Сундара Пичаи), а когда от него начали требовать односложных ответов вида "да" или "нет", в реальном времени создал опрос в Twitter с теми же двумя вариантами ответа.
Что же касается его детища, то Twitter долго упрекали в излишнем консерватизме. Ушли годы на то, чтобы Дорси согласился хотя бы увеличить длину сообщений (изначально это было 140 символов, по максимальной длине смс на момент создания сервиса). В последние годы модернизация пошла быстрее, появились платные услуги для пользователей, клон TikTok или голосовой соцсети Clubhouse.
Но интереснее в Twitter другое — это относительно небольшой, если судить по количеству пользователей, сервис, но с непропорционально высокой цитируемостью, влиянием и удельным весом в индустрии.
Он фактически стал главной площадкой мгновенного и прямого общения сильных мира сего (от миллиардеров до президентов) со своей аудиторией. Твитам того же Трампа был присвоен статус чуть ли не официальных сообщений Белого дома. Или, например, Илон Маск, который одним сообщением может задать направление движения мировых финансовых рынков на несколько дней.
Как теперь будет жить Twitter и чем займется Джек Дорси — неведомо. Возможно, он сосредоточится на другом своем бизнесе — платежном сервисе Square. Тем более что Дорси в последнее время много говорил о перспективах криптовалют и стремлении развивать свою платежную систему именно в этом направлении.
***
Впрочем, с цифровыми деньгами не все так просто. Оператор электрических сетей Казахстана пообещал поотключать фермы, добывающие криптовалюту. Причина — в участившихся в последний месяц в стране блэкаутах. Это вызвано в первую очередь тем, что Китай запретил майнинг на своей территории, и владельцы криптоферм стали в спешном порядке подыскивать другие места с дешевым электричеством.
В их число попал и Казахстан. По данным The Financial Times, с начала года в страну было перевезено более 80 тысяч майнинговых установок. После этого Казахстан вышел на второе место в мире по добыче криптовалют. На первом — США, на третьем — Россия. В результате, по оценке Министерства энергетики Казахстана, спрос на электроэнергию увеличился на 8%. Это вызвало повышенную нагрузку на энергосистемы и, как следствие, — аварийное отключение на трех электростанциях.
И вот теперь майнерам грозят рубильником, и они начали искать новое пристанище. Сообщается, что один из крупнейших игроков на местном рынке Xive.io уже закрыл ферму на 2500 майнинговых установок. Замечу, что некоторые страны пытаются вводить ограничения превентивно. На днях чиновники в Швеции выступили против криптоиммигрантов, заявив, что экологичное электричество ГЭС им нужно для иных целей.