Новые санкции США коснулись поставки полупроводников в Россию

Новые санкции США затронули поставки в Россию широкого перечня высокотехнологичных продуктов для оборонной, аэрокосмической и судостроительной отраслей. Меры похожи на те, которые американские власти ранее ввели против китайской корпорации Huawei.

Объявленные США санкции направлены, как заявлено, против оборонной, аэрокосмической и судостроительной отраслей. Речь идет о поставках полупроводников, компьютеров, телекоммуникационного оборудования, средств информационной безопасности, сенсоров и лазеров. Причем ограничения касаются не только экспорта непосредственно из США или стран, которые поддерживают эти меры, но и любого устройства из вообще любой страны, если при его производстве используются американские оборудование, программное обеспечение или технологии.

В первом приближении это похоже на то, что было введено США в свое время против китайской корпорации Huawei. Применительно к той же микроэлектронике это означает, что даже если компания разработает собственный процессор, изготовить его на любой из крупнейших мировых фабрик не получится. Потому что все они так или иначе в своей работе используют патенты американских корпораций.

С другой стороны, все не так однозначно. Речь идет не о запрете, а об ограничениях, о новых правилах лицензирования таких поставок. Иными словами, Департамент торговли США своим решением волен отгрузку и разрешить. Тот же Huawei не может производить свои чипы на мощностях тайваньской TSMC, которая до вчерашнего дня печатала и процессоры "Байкал", например, но вполне получает продукцию Intel и Qualcomm. Не любую (под запретом поддержка сотовой связи 5-го поколения), но получает.

Во-вторых, судя по разъяснениям на сайте Департамента торговли США, из общего правила есть набор исключений. Куда входят, среди прочего, обновления программного обеспечения, средства криптографии (что так или иначе присутствует почти во всей сегодняшней электронике) и то, что на тяжелом юридическом языке называется "потребительские средства связи". Сюда, очевидно, попадают смартфоны, например. Тут, правда, есть оговорка, что исключения не касаются случаев, когда такие поставки предназначены для госструктур.

Отдельная история, никак не проговоренная прямо, — это косвенные ограничения. Например, что касается мобильных приложений российских компаний, попавших под санкции, в частности банков. Тут дело в том, что обе мобильные платформы американские, и Apple c iOS и Google с Android последние пару лет обвиняют в монополизации рынка. Причем как регуляторы целого ряда стран, так и отдельные компании уровня Epic Games, которые пытаются найти правду в суде.

Еще года полтора назад Павел Дуров, создатель мессенджера Telegram, говорил, что какой бы популярной ни были программа, она перестает существовать для пользователей, если исчезает из магазина приложений. Но с тех пор ситуация никак не изменилась.

Так вот, накануне из магазина Apple App Store пропали приложения Промсвязьбанка, против которого санкции ввели чуть раньше. В самом банке уверены, что то же самое случится и с гугловским Play Market. Это не значит, что уже установленные программы исчезнут со смартфонов, но на новый телефон их поставить будет нельзя.

Для владельцев айфонов останется вариант использовать веб-версию мобильного банка в браузере. Платформа Android в принципе позволяет поставить что угодно вручную, если банк где-нибудь, хоть на своем сайте, выложит свое приложение в виде APK-файла. Либо можно и вовсе установить альтернативный магазин приложений. Приложение того же Промсвязьбанка, "Сбербанк Онлайн" и "ВТБ Онлайн" есть в Huawei AppGallery.

И еще один аспект — это самостоятельная активность отдельных компаний. Еще до объявления минувшим вечером о введении санкций против России британская компания Insydium, судя по сообщениям в твиттере, отключила лицензии российских пользователей. И софт начал выдавать при запуске вот такое сообщение, отсылающее к событиям на Украине. А позже и сайт компании перестал работать с посетителями из России.

Insydium — это разработчик инструментов 3D-моделирования для программы цифрового монтажа. Инструментов довольно дорогих: пакет плагинов может стоить под тысячу долларов. И что теперь делать дизайнерам и художникам, которые уже заплатили эти деньги за плагины, не очень понятно.