Специалисты Европейского центра ядерных исследований наконец-то приблизились к ответу на вопрос: почему вся материя во Вселенной, в том числе и мы с вами, обладает массой. Бозон Хиггса, который называют еще "частицей Бога", найден. Какую практическую пользу человечеству принесет открытие, пока не ясно, но ученые теперь точно видят мир по-новому.
В Швейцарии два независимых научных сообщества объявили о совпадении результатов экспериментов на Большом адронном коллайдере. Они нашли новую частицу, очень похожую на бозон, названную именем ученого Питера Хиггса. Он первым предположил, что "частица Бога" существует.
"Это действительно невероятное событие, я рад, что дожил до этого момента", — восхищается физик Питер Хиггс.
Бозон Хиггса называют "частицей Бога" потому, что он сообщает массу всему, что есть во Вселенной: и атому, и млечному пути. Он свидетельствует о наличии невидимого поля, проходя через которое частицы приобретают вес.
"Новый бозон сам по себе не существует. Он возникает, как продукт распада более крупных частиц. Для того, чтобы выбить его, ученые три года сталкивали в 27-километровом ускорителе пучки протонов и разглядывали осколки", — пояснил Олег Федин, руководитель лаборатории адронной физики Петербургского института ядерной физики имени Б.П. Константинова.
"Физика элементарных частиц шла к этому больше сорока лет – с тех пор, как Хиггс сформулировал свою идею. Теперь он главный кандидат на Нобелевскую премию, конечно, если это его бозон, в чем в CERN почти не сомневаются", — сказал Игорь Лохтин, ведущий научный сотрудник НИИ ядерной физики имени Д.В. Скобельцына МГУ.
"Как непрофессионал, я бы сказал: "Мы нашли его", но как ученый, я спрашиваю: "Что мы нашли?" У нас есть что-то, надо понять, что это. Мы нашли бозон, но что это за бозон? Какие у него свойства?", — задается вопросом Рольф-Дитер Хойер, директор CERN.
Бозон Хиггса стал бы последним звеном в Стандартной модели, которая до сих пор успешно описывала мир элементарных частиц, ведущих одновременно и как точка, и как волна. Сегодня эта двойственность прослеживается не только на уровне физических состояний.
Если обнаруженный бозон — все-таки "частица Бога", то Стандартная модель себя исчерпала и нужен новый Питер Хиггс, чтобы сформулировать очередную проблему. Если нет, то наши прежние представления об устройстве Вселенной неверны. В любом случае то, что произошло сегодня в CERN – это рождение новой физики.