"Мы нашли очень древнюю и чрезвычайно ценную икону, но пока не можем никому её показать" — примерно так выглядит новость из Вифлеема в кратком изложении.
Первое сообщение о находке появилось на сайте палестинского информационного агентства Ма'ан, а британская газета Mail Online любезно собрала все факты, известные на сегодняшний день.
– Икона была обнаружена в базилике Рождества Христова в Вифлееме два месяца назад;
– Икона находилась на стене возле окна, скрытая под слоем штукатурки;
– Реставраторы обмолвились о материалах, использованных при создании иконы: серебро, латунь, камни и ракушки, но ничего не сообщили о живописном изображении, которое, собственно, и принято называть иконой;
– Сюжет иконы неизвестен;
– Говорят, что икона очень древняя, но точное время ее создания не сообщается;
– Реставрация иконы близка к завершению, но СМИ пока не располагают фотографиями или иными изображениями находки.
Пока загадочная новость путешествовала по СМИ разных стран, с ней происходили не менее загадочные метаморфозы. Например, в первом сообщении о находке на сайте агентства Ма'ан в перечислении материалов иконы присутствует слово "золото", из более поздних перепечаток новости золото пропало. В русских переводах английские stones (камни) из списка материалов превратились в "драгоценные камни", а базилика Рождества Христова – в храм Рождества Богородицы, который в Вифлееме отсутствует.
Вся информация о находке известна со слов Зияда аль-Бандака, советника президента Палестины по делам христиан. Именно ему принадлежит всеми цитируемое заявление, что икона обладает "чрезвычайной религиозной и исторической ценностью".
Вероятно, загадочное сообщение о загадочной иконе просочилось в прессу не случайно, а с целью привлечь внимание мировой общественности к другой, более масштабной и сложной теме: грандиозной реставрации базилики Рождества Христова, которая ведётся с 2013 года в непростых условиях.
Напомним, что Вифлеем считается местом рождения Иисуса, а храм над пещерой Рождества — одной из главных христианских святынь — был возведен в IV веке по приказу императора Константина Великого и его матери Елены. В VI веке храм сильно пострадал от огня и при императоре Юстиниане был перестроен в виде базилики – той самой, которую видят современные паломники.
Значимость этого памятника – не только для христиан, но и для всей мировой культуры – невозможно переоценить, однако древний храм над святым местом столетиями пребывал в плачевном состоянии. А в последнее время сократился и поток паломников: Вифлеем почти граничит с Иерусалимом, однако находится на территории Палестины, в зоне, где периодически происходят вооруженные столкновения между палестинцами и израильскими военными.
Лишь в 2012 году базилика Рождества была включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а реставрация – первая за почти 600 лет – началась только после катастрофической зимы 2012-2013 годов: тогда в регионе выпало рекордное количество осадков, чего дырявая крыша и старые окна просто не выдержали. Храм затопило, вода повредила древние мозаики, фрески и иконы.
И без того непростая ситуация осложняется натянутыми отношениями между тремя христианскими церквями – Иерусалимской греко-православной, Армянской апостольской и Римско-католической, в совместном управлении которых находится базилика Рождества. Управляющие стороны столь ревниво соблюдают разграничения полномочий, прописанные в особом кодексе Status Quo ещё в XIX веке, что один из священников признал: сами христианские "хозяйствующие субъекты" никогда бы между собой не договорились, несмотря на критическое состояние базилики.
Инициатором реставрационных работ и посредником в переговорах выступили власти мусульманской Палестины. С помощью "четвертой стороны" соглашение было достигнуто почти мгновенно, и с тех пор представители всех трёх христианских церквей активно содействуют реставраторам: например, разрешили проведение ночных работ в храме. Гражданские специалисты, в свою очередь, стараются никому не мешать во время богослужений.
Правительство Палестины выделило на реставрацию один миллион долларов США, ещё 800 тысяч поступили из частных источников. Некоторые европейские страны, в том числе и Россия, тоже перечислили значительные суммы. Совместными усилиями было собрано около $3 миллионов, необходимых для начала работ.
Реставрация базилики Рождества Христова стала первым совместным проектом мусульман и христиан на Святой земле, Зияд аль-Бандак называет его "поистине революционным".
В 2016 году советник президента Палестины Зияд аль-Бандак сообщил, что расходы на реставрацию уже составили 8 миллионов долларов, а для завершения работ нужно собрать ещё 11 миллионов…
Почему так дорого? Если загадочную икону пока никто, кроме специалистов, не видел, то вид отреставрированных мозаик говорит сам за себя: до реставрации мало кто подозревал, какое великолепие скрывается под слоями штукатурки, пыли и вековой копоти.
Но сначала пришлось отремонтировать крышу и окна, чтобы защитить храм от непогоды. Работу по замене сотен деревянных балок поручили итальянцам – по словам директора реставрационной фирмы Джаммарко Пьяченти (Giammarco Piacenti), последний раз крышу базилики чинили венецианские плотники в 1478 году. Сделали на совесть, раз крыша продержалась больше 500 лет, да и современные специалисты меняют балки не полностью, а выборочно.
В прежде заложенные окна базилики вставили новые рамы, и древний храм впервые за много лет заполнился светом. В лучах солнца невероятными красками засияли мозаики, очищенные от многовековых наслоений. Замена окон и расчистка стен при свете дня привели к новым открытиям – так и была обнаружена таинственная икона, на участке стены между окнами.
Мозаики в храме были созданы почти тысячу лет назад, в эпоху Крестовых походов. С тех пор они ни разу не поновлялись. С одной стороны, мозаики сохранили свой первоначальный вид , с другой – "они были в таком плохом состоянии, что почти скрылись под слоями штукатурки и копоти", — говорит Миммо Нукатоло (Mimmo Nucatolo), руководитель итальянской реставрационной команды.
Для работы с мозаиками в центральном нефе пришлось установить строительные леса, которые затрудняют проведение богослужений и мешают паломникам, но недовольных нет. Все понимают: такова временная необходимость. Реставраторы трудятся на высоте 10 метров над уровнем пола. "Снизу цвета мозаик были едва различимы, и многие искренне удивлялись: "А что, в этой церкви действительно есть мозаики?!". Сейчас впервые стало заметно, особенно если подняться повыше, какие великолепные, фантастические, единственные в своём роде мозаики украшают эту церковь!", — рассказал Нукатоло.
В огромных мозаичных картинах так искусно сочетаются золотые, зелёные, синие и пастельные цвета, что итальянский реставратор называет эти работы не иначе как "уникальными", выполненными очень опытными мастерами. По мнению Нукатоло, основные мозаики были созданы "в конце эпохи Крестовых походов", то есть в XIII веке.
Реставрация мозаик в центральном нефе практически завершена, сейчас специалисты работают над другими частями базилики – заделывают трещины в стенах, обновляют каменную резьбу на фасаде здания, продолжают менять деревянные балки. Далее в планах – реставрация храмовых колонн и капителей, а также древних напольных мозаик, которые сейчас скрыты под более поздними каменными полами.
Работы не коснутся лишь одной, главной части храма: Пещеры Рождества под амвоном базилики, где серебряная "вифлеемская звезда" с 14 лучами отмечает место рождения Иисуса.
Есть надежда, что реставрационные леса снимут до конца 2016 года, и посетителям откроется великолепное убранство храма в его первозданной красоте. Таинственную икону обещают показать паломникам и прессе немного раньше, возможно, через пару месяцев.
Для завершения реставрационных работ, по оценкам экспертов, понадобится ещё три года. Есть планы по установке систем климатического контроля для регулировки температуры, количества света и уровня влажности в храме. Не лишней была бы замена освещения и установка детекторов дыма. Однако продолжение работ зависит от количества собранных средств.
Палестинские власти заявили, что завершение первой стадии реставрации уже можно считать огромным успехом: "Мы очень гордимся этим достижением, ведь мы спасаем наше национальное достояние, нашу историю, наше будущее", — сказал Зияд аль-Бандак.
Палестина, частично признанное государство, статус которого зависит от точки зрения – де-юре или де-факто, очень нуждается в новом имидже в глазах международного сообщества. К тому же базилика Рождества в Вифлееме – одна из самых посещаемых туристических достопримечательностей Палестины. Это отчасти объясняет, почему в проекте реставрации христианской базилики принимает активное участие сам президент Палестины Махмуд Аббас.
"Он с самого начала мне говорил: "Даже если не соберёшь необходимую сумму, начинай реставрацию. Это святое место, деньги придут", — цитирует слова Махмуда Аббаса его советник Зияд аль-Бандак.
Международная кампания по сбору недостающих 11 миллионов долларов продолжается. Новость о таинственной иконе, возможно, привлечёт внимание мирового сообщества к сложной и дорогой реставрации одной из главных христианских святынь.
В самом деле: за последнюю неделю в СМИ разных стран появилось больше новостей о загадочной иконе, чем сообщений о реставрации храма за все время с 2013 года.