Модуль Европейского космического агентства Schiaparelli отделился от российского разгонного блока "Бриз-М". Теперь аппарат движется к Марсу. Его задача — найти следы жизни на Красной планете. Более того, в будущем российские и европейские ученые собираются отправить на Марс и другие аппараты.
Разрезая слои атмосферы, "Протон" отбрасывает ступень за ступенью. Это самый напряженный момент, минуты тянутся как часы. Третья ступень отделяется уже в открытом космосе. Вздох облегчения. Ученые, следившие за стартом на космодроме, поздравляют друг друга с успешным запуском. Летательный аппарат с исторической миссией берет курс на Красную планету.
Европейское космического агентство и "Роскосмос" договорились о совместном проекте три года назад. В NASA от него отказались из-за нехватки средств. Для экспедиции нужна была ракета тяжелого класса, такая как "Протон". Время для старта выбрано не случайно. Именно в этот день планеты находятся достаточно близко друг к другу. А это происходит нечасто.
Если бы старт отложили, подходящего момента для первой в истории экспедиции на Марс, перед которой стоит единственная задача — обнаружение жизни на Красной планете, пришлось ждать больше года. "Это не какая-то игра, это наука, это технология, — говорит Йоханн-Дитрих Вернер, генеральный директор Европейского космического агентства. — Спасибо большое российским коллегам, потому что вместе мы теперь на пути к Марсу".
"Для нас этот момент – серьезный и очень волнительный, — признается Игорь Комаров, генеральный директор "Роскосмоса". — Сегодняшний старт открывает очень важный для нас этап — исследование Марса совместно с Европейским космическим агентством".
К ближайшему соседу Земли летят орбитальный аппарат TGO и десантный модуль Schiaparelli. Через семь месяцев они разделятся. Один останется на орбите, второй устремится к поверхности планеты. Первые данные с орбитального модуля ученые смогут получить уже в октябре, а вот спускаемый аппарат достигнет марсианской коры в конце 2017 года.
"Жизнь на поверхности Марса абсолютно невозможна, — уверен Хосе-Хуан Лопез-Морено, профессор Института астрофизики. — Потому что на поверхности нет жидкой воды, а также из-за температуры, давления и радиации. Однако под поверхностью могут быть условия для зарождения жизни. Может быть, там даже есть микроорганизмы".
На поверхности четвертой планеты — обширные кратеры, гигантские вулканы, и только пыльные бури носятся над бескрайними пустошами. Зато на полюсах ученые давно уже обнаружили ледовые шапки, как на Земле. Что это — вода или газ? Это еще предстоит узнать. А пока ученые хотят выяснить, откуда в марсианской атмосфере примеси метана. На Земле 90 процентов метана вырабатывают живые организмы. Быть может, и на Марсе идут какие-то биологические процессы.
Данные с научного оборудования одновременно будут поступать и в Россию, и в Европу. Российский нейтронный детектор FREND (Fine Resolution Epithermal Neutron Detector) будет изучать движение элементарных частиц и уровень радиации, европейская стереокамера CaSSIS (Colour and Stereo Surface Imaging System) — фотографировать поверхность планеты. Изображений такого качества и детализации еще не было.
Сегодняшний пуск — только начало. В дальнейшем российские и европейские ученые планируют спустить на планету марсоход. Он будет совершеннее того, что в свое время отправляли американцы.
Такой марсоход сможет пробурить марсианский грунт и взять образцы с двухметровой глубины. Аппараты NASA способны делать отверстия лишь в несколько сантиметров. Второй этап марсианской миссии, если не будет проблем с финансированием, стартует в 2018 году.