Ипподром, скачки, азарт борьбы, суровые спортивные правила и юный жокей, покоривший сердца зрителей, – это не краткое описание знаменитого фильма "Фаворит", а история 2000-летней давности, которую недавно расшифровали турецкие специалисты.
Турция слегка перенасыщена памятниками разных эпох и цивилизаций, у местных историков и археологов забот хватает – даже канатную дорогу спокойно построить нельзя, недавно копнули землю и наткнулись на редчайшую мозаику. Новые открытия случаются постоянно, так что изучение уже выявленных памятников часто происходит по принципу "успеется". Так и произошло с монументами, обнаруженными давным-давно возле деревеньки Фасыллар (район Бейшехир провинции Конья в центральной Турции). В одной долине расположились памятники сразу двух цивилизаций, хеттской и древнеримской.
Хеттский монумент, как более древний, всегда привлекал больше внимания – 3300 лет назад хетты вырезали из базальта огромные фигуры двух божеств: бога бури и бога гор, но по какой-то причине монумент так и остался лежать незаконченным на горном склоне. Однако Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре все же потрудился сделать его полноразмерную копию. Хетты же такие загадочные.
Другой памятник, созданный "всего лишь" 2000 лет назад, в римскую эпоху, особо загадочным не казался – местные жители давно прозвали это место Atlıkaya, или "Конная скала". Незатейливо, но по сути верно: в скале действительно вырезано рельефное изображение лошади, словно ждущей своего всадника. Слева от рельефа лошади вырублена аккуратная ниша, обрамленная колоннами, а сохранившиеся надписи на греческом позволяют однозначно определить тип и принадлежность сооружения: это погребальный памятник в честь древнеримского жокея по имени Лукиан.
Но лишь недавно турецкие историки смогли полностью расшифровать все надписи на этом необычном памятнике, сообщает издание Daily Sabah. Их содержание оказалось уникальным.
Исследованием и переводом древних надписей занимался Хасан Бахар (Hasan Bahar), профессор истории Сельджукского университета города Конья. В интервью новостному агентству Anadolu Agency профессор Бахар сообщил, что "Конная скала" находится в районе, где в римскую эпоху располагался ипподром: "Лукиан участвовал в скачках, был жокеем. Наличие такого памятника говорит о том, что в этих местах проводились конные состязания и здесь же, по всей видимости, занимались разведением лошадей. Хетты, правившие этим регионом задолго до римлян, создавали в долине Фасыллар памятники в честь священных гор. Мы считаем, что традиция почитания гор сохранилась и в римскую эпоху, горным божествам посвящались проводившиеся здесь конные состязания".
Профессор Бахар имеет в виду Таврские горы, название которых говорит само за себя: Тавр (Taurus, по-русски Телец) был символом древних хеттских богов бури, что и отразилось в древнегреческом названии могучих вершин – Ταύρου, горы Тельца. Впрочем, к истории древнеримского жокея Лукиана ни хетты, ни их боги не имеют отношения. Однако стоит заметить, что в свое время хетты внесли значительный вклад в военное коневодство, ведь именно они изобрели боевые колесницы. Римляне лишь продолжили уже существовавшие традиции.
Скачки – один из древнейших видов спорта (хотя по-русски это звучит неверно, в России ни скачки, ни бега спортом не являются, это испытания лошадей на резвость). Скачки проводились в Вавилоне, в Египте, в Древней Греции, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Одно из самых великолепных изображений жокея на скаковой лошади в натуральную величину было создано греческими мастерами во II веке до нашей эры – так называемый "Всадник с мыса Артемисион".
Очевидно, в римскую эпоху Лукиан был выдающимся жокеем, если был удостоен собственного монумента с трогательной эпитафией: "Лукиан Воин, умер неженатым. Он наш Герой". Профессор Бахар поясняет: "В ту эпоху женитьба была серьезной жизненной вехой и важным ритуалом, поэтому смерть юного, еще не успевшего жениться человека рассматривалась как трагическая преждевременная утрата". Кем был Лукиан, откуда он родом, в каком возрасте и по какой причине он умер, как он прославился и чем заслужил титул "народного героя" — мы уже никогда не узнаем. Его останки, вероятно, покоились в нише рядом с конным рельефом, но они не сохранились.
Вышеописанные сведения уже были известны ученым, тогда как расшифровка другой надписи, высеченной в скале рядом с погребальным монументом, принесла неожиданное открытие. Оказалось, что это выдержка из правил проведения скачек.
Профессор Бахар предлагает такой перевод с греческого: "Лошадь, победившая в одной скачке (забеге), не может участвовать в другой скачке (забеге). Коневладелец не может выставить на состязание других своих лошадей, если он или она является владельцем лошади, уже выигравшей скачку".
"Эти правила представляются мне своеобразным джентльменским кодексом проведения состязаний. Такое ограничение дает шанс на победу другим участникам, совсем не так, как в современных скачках. Я впервые встречаю столь четко сформулированные спортивные законы, записанные в столь древние времена. Насколько мне известно, это древнейшие правила проведения скачек, обнаруженные на сегодняшний день", — рассказал Хасан Бахар.
2000 лет назад этот регион еще пребывал в эллинистическом периоде: несмотря на растущее римское присутствие, основным языком международного общения оставался греческий, на котором и выполнены надписи на памятнике Лукиану.
Позже эта территория перешла к сельджукам, затем к османам, однако, по словам Бахара, античный ипподром в долине Фасыллар еще долго использовался для конных состязаний: на нем проводились игры в джирит. Джирит – это и командная конная игра, и своеобразный спорт, и боевое искусство, ведь команды всадников были вооружены копьями. Риск травмы и даже смерти участника в этой игре был столь же велик, как в древнеримских забегах на колесницах.
Древнеримский ипподром повидал всякое, прежде чем был разрушен. Из многовекового спортивного прошлого Фасыллара сохранилась лишь память о Лукиане, маленьком жокее, любимце древнеримской публики.