Мечта миллионов людей по всему миру – найти что-нибудь ценное в старой картонной коробке у себя под кроватью (в подвале, на чердаке, в гараже и можно не в коробке). Но чем старше люди становятся, тем меньше они мечтают о подобных находках: жизненный опыт подсказывает, что сокровища – под кроватью или где-либо еще – штука в принципе маловероятная. Скромный пенсионер из городка Тоунтон в Англии уж точно ни о чем подобном не думал, когда решил разобрать старые вещи, доставшиеся ему в наследство от деда.
Одна из потрепанных картонных коробок, набитая пожелтевшими газетами, несколько лет пылилась под кроватью в небольшом семейном коттедже. Прежде чем выбросить старый хлам, пенсионер все же открыл коробку и вытащил газеты, верно рассудив, что дедушка не стал бы хранить картон и бумагу. В коробке обнаружился необычный предмет, очень похожий на венок – такие в древности носили цари и императоры, а до них – победители древнегреческих спортивных состязаний. Желтый металл венка подозрительно напоминал золото.
Британский пенсионер (пожелавший скрыть свое имя от широкой публики) не потерял присутствия духа и не стал мучить себя догадками. В конце концов, каковы шансы найти у себя под кроватью античный золотой венок, если дедушка не был ни греческим атлетом, ни римским императором? Правильно, никаких шансов. Во время генеральной уборки дедушкиного наследства пенсионер обнаружил еще несколько интересных предметов, поэтому решил разом оценить все, включая странное изделие из коробки. Для оценки он вызвал экспертов из аукционного дома Duke's в Дорчестере, откуда до Тоунтона всего 70 км.
Дальше история становится еще более загадочной. Британское издание Mail Online, а вслед за ним и другие СМИ, цитируют эмоциональные рассказы владельца венка и оценщика из Duke's, Гая Суинджа. Однако ни тот, ни другой, несмотря на почти шоковое состояние, не упоминают стоимость находки. Это за них делают журналисты.
Вот рассказ оценщика Duke's Гая Суинджа: "Когда владелец извлек венок из потрепанной коробки со старыми газетами, у меня чуть сердце из груди не выпрыгнуло. Отправляясь в Тоунтон, последнее, что я ожидал увидеть, – древний предмет из золота. Такие венки – огромная редкость, в частных руках они почти не встречаются. Я очень давно работаю с предметами старины, но подобный артефакт мне попался впервые".
Затем Суиндж сообщил основные характеристики артефакта: "Такие венки очень сложно точно датировать. Судя по стилю и форме, он был изготовлен в эллинистический период на севере Греции. Диаметр венка составляет почти 20 см, вес – около 100 грамм, материал – чистое золото. Работа очень тонкая, над венком явно трудился искусный мастер. Для предмета возрастом почти 2300 лет состояние артефакта очень хорошее".
Гай Суиндж не раз оценивал и продавал древности, "завалявшиеся" у скромных на вид британцев – речь идет о суммах со многими нулями. В данном случае эксперта поразила не стоимость, а редкость предмета.
Датировать венок, пусть и с разбросом в пару-тройку веков, было несложно. Известно, что подобные золотые венки получили наибольшее распространение в эллинистический период, то есть с 323 года до нашей эры (год смерти Александра Македонского) до 31 года нашей эры (время установления римского господства на территориях, некогда подконтрольных Александру Великому и греческим наследникам его империи).
Золотые венки существовали и раньше – самые знаменитые были найдены в Вергине, в гробнице царя Филиппа II Македонского (отца Александра) и одной из его жен, царицы Меды. Золотой венок Филиппа сплетен из 313 тончайших дубовых листьев и 68 желудей общим весом 730 грамм. Венок Меды – из золотых листьев и цветов мирта невероятной красоты.
Произведения искусства, достойные царей, вскоре стали доступны более широкому кругу желающих: после восточных завоеваний Александра Македонского золото потекло в Грецию рекой. Золотые венки смогли себе позволить не только особы царской крови, но и зажиточные представители знати.
Венцы из желтого драгметалла имитировали более древние венки из настоящих растений. В Древней Греции венками из священных листьев награждали победителей Олимпийских и других крупных игр, венки имели сакральное значение в религиозных обрядах. Возникает впечатление, что все церемониальные венки делались из лавра – с древности в разных языках закрепились такие слова и выражения как "лавровый венок", "почивать на лаврах" и "лауреат". Действительно, они берут начало в древнегреческой традиции чествования выдающихся людей венками из листьев лавра. Однако в реальности выбор растений для венков был гораздо шире, в зависимости от божества, которому было посвящено то или иное растение. Дуб – священное дерево Зевса (не просто так венок царя Филиппа имитирует дубовые листья), лавр – растение Аполлона, мирт – Афродиты, олива – Афины, плющ и виноградные листья – Диониса, травы – Деметры.
Однако в IV веке до нашей эры, в период возвышения древней Македонии, получили распространение роскошные венки из золота. Судя по тому, где такие венки находят – по большей части в гробницах царей и знати эллинистической эпохи, – функция золотых венков тоже изменилась: из живого символа триумфа (мудрости, мира, плодородия…) они стали погребальными дарами, способными пережить вечность. География распространения золотых венков – от древней Македонии на севере Греции до юга Италии (этруски) и пролива Дарданеллы на востоке.
Эта информация хорошо известна специалистам по античному искусству, к тому же находится в открытом доступе. Гай Суиндж, опытный эксперт солидного аукционного дома, ничем не рисковал, определяя возраст золотого венка из картонной коробки: 2000-2300 лет.
Дополнительной подсказкой стали частички грязи, обнаруженные на венке из Тоунтона: по всей видимости, этот венок был некогда извлечен из чьей-то гробницы. Вероятно, женской – венок сплетён из золотых листьев и цветов мирта, растения Афродиты.
Остается невыясненной одна незначительная деталь: каким образом редкий золотой артефакт из древней гробницы оказался в дедушкиной картонной коробке под кроватью пенсионера из Тоунтона?
Ответ мог бы дать сам дедушка, но он давно скончался. О венке он никогда никому не рассказывал, клянется его внук пенсионного возраста. Известно лишь то, что дед был заядлым коллекционером, много путешествовал, увлекался археологией и древними цивилизациями. Семья предполагает, что этот золотой венок дедушка просто купил в 1930-х (или 1940-х, или 1950-х) годах во время одного из своих путешествий.
Эта версия выглядит не слишком убедительно: если венок был просто куплен во время путешествия, то почему дед никому не рассказал о своем приобретении? Не понимал его ценность? И что за путешествия в 1940-х годах, когда весь мир воевал?
"Я точно знаю, что в 1940-х и 1950-х годах мой дед часто уезжал в дальние страны. Например, он провел много времени на северо-западной границе [Индии – прим. ред.], в тех же местах, где в древности побывал Александр Великий. Возможно, там ему и попался этот венок. Но мне он никогда о золотом венке не рассказывал. После смерти деда я унаследовал много разных вещей, но просто сложил их в сторонке и лет десять о них не вспоминал.
Недавно я решил разобрать все эти коробки и вызвал оценщиков из аукционного дома Duke's, посмотреть несколько предметов из дедушкиной коллекции. Венок – красивая вещь, но я и представить не мог, что он окажется таким ценным. Когда мне сказали, что это за предмет, меня переполнили очень смешанные чувства – от радостного изумления до полного неверия в происходящее", – рассказал новоиспеченный владелец древнего артефакта.
На этом загадки не заканчиваются. Mail Online и все другие издания, перепечатавшие сообщение о сенсационной находке, привлекают отдельное внимание к стоимости золотого венка. Журналисты уверенно заявляют, что Гай Суиндж оценил находку в 100 тысяч фунтов стерлингов, мол, это и будет стартовая аукционная цена. В этом случае смешанные чувства и шоковое состояние пенсионера легко объяснимы. Журналисты добавляют, что в 2012 году подобный золотой венок был продан на аукционе за 200 тысяч фунтов.
Суммы впечатляющие, однако достаточно заглянуть на сайт аукционного дома Duke's, чтобы заметить пару странных несоответствий. В описании золотого венка датировка, "эллинистический период", взята в кавычки (хотя этот вопрос казался решенным), а стартовая цена не соответствует статусу редкого артефакта из чистого золота: всего лишь 10000-20000 фунтов стерлингов. В сравнении с оценкой, заявленной в СМИ, явно не хватает одного нуля справа.
Возможно, кое-что прояснится по итогам продажи – 9 июня загадочный золотой венок уйдет с молотка на аукционе Duke's.