Коммерческая космическая индустрия в последнее десятилетие значительно улучшила свои позиции. Новостные ленты пестрят достижениями ведущих частных компаний отрасли. Одним из самых громких последних событий можно назвать удачную попытку возвращения первой ступени ракеты Falcon 9 компании SpaceX. Немало шума наделала и её последняя неудача, а именно взрыв очередной ракеты ещё до старта.
У компании Blue Origin, возглавляемой основателем Amazon Джеффом Безосом (Jeff Bezos), пока получается работать стабильнее. Она также успешно приземляет свои ракеты, более того, впервые сделала это даже раньше SpaceX.
Теперь Blue Origin объявила о своих планах по строительству и запуску новой тяжёлой ракеты New Glenn, названной в честь Джона Гленна — первого американского астронавта, который побывал на орбите Земли.
Безос объявил, что New Glenn находилась в разработке на протяжении последних четырёх лет и будет запущена в космос к концу этого десятилетия. Новая ракета будет базироваться на предыдущей разработке – многоразовом корабле и ракете New Shepard. Этот летательный аппарат представляет собой пилотируемую капсулу, которая выводится в космос вертикально с помощью одноступенчатой ракеты-носителя. В дальнейшем капсула приземляется на парашютах, а ракета-носитель совершает спуск и вертикальную посадку на собственных двигателях. Планируется, что, как и у New Shepard, первая ступень New Glenn будет возвращаемой.
Ракету планируется выпускать в двух модификациях – двухступенчатой (высотой 82 метра) и трёхступенчатой (95 метров). Оба варианта превзойдут по этому показателю Falcon 9 (68 метров) и будут уступать только ракете Saturn V, которая отправляла астронавтов на Луну в 1960-е и 1970-е годы. Её высота составляла 110 метров. К слову, этот рекорд планирует побить NASA. В настоящее время космическое агентство занимается разработкой сверхтяжёлой ракеты под названием Space Launch System (SLS), высота которой достигнет отметки в 117 метров.
New Glenn будет оснащена семью мощными двигателями BE-4, которые пока ещё разрабатываются. Они должны будут обеспечить расчётную тягу в 17 миллионов ньютонов. Это делает New Glenn конкурентно способной, но не возносит на вершину. Так, SLS будет демонстрировать 37 миллионов ньютонов тяги, а тяжёлая ракета SpaceX Falcon Heavy – 22 миллиона. Впрочем, на данный момент ни одна из описанных тяжёлых ракет пока не поднималась в воздух, так что только будущее покажет, кто в итоге станет лидером отрасли. Вполне возможно, что вперёд выйдут российские разработки или тяжёлые ракеты-носители Китая.
Очевидно, что многоразовые ракеты-носители призваны существенно снизить стоимость космических полётов в будущем, и безусловно, увлекательная гонка гигантов космической индустрии будет продолжена в этом направлении. Джефф Безос уже анонсировал разработку ещё более тяжёлой ракеты, которая будет названа New Armstrong в честь Нила Армстронга — первого человека, который ступил на Луну.