События разворачивались по самому обычному в Европе сценарию: на Корсике решили построить новую дорогу, вызвали археологов, без которых невозможно получить разрешение на строительство, те раскопали указанный участок и обнаружили руины «неясной морфологии», как выразилось местное издание Corse Net Infos. Иными словами, руины подобной формы корсиканским археологам еще не встречались.
Процесс опознания, впрочем, был недолгим, а результат – сенсационный: на Корсике впервые нашли митреум, то есть храм Митры.
«Находка потрясающая и чрезвычайно редкая. Мы и не подозревали, что на Корсике практиковался митраизм. Ранее в континентальной Франции уже находили святилища Митры, их известно около десятка. Последнее обнаружили при раскопках в Анже в 2010 году», — сообщил изданию IBTimes UK руководитель раскопок Филипп Шапон (Philippe Chapon).
На территориях, некогда подконтрольных Римской империи, археологи нашли в общей сложности около сотни святилищ Митры, самые известные находятся в сердце империи – в Риме и Остии. Культ Митры, божества индоиранского происхождения, проник в Римскую империю в конце I века: главными «распространителями» были римские солдаты и торговцы с Востока. Пару веков митраизм был основным конкурентом другой молодой религии, христианства. Как и первые христиане, приверженцы культа Митры подвергались гонениям и жестоким репрессиям, но окончание этой истории известно: митраизм, наряду с другими «языческими» культами, был окончательно запрещен императором Феодосием I в 392 году, а христианство получило статус государственной религии.
Для современных ученых митраизм остается весьма загадочным явлением – в первую очередь потому, что сведений о нем почти не сохранилось. Историки насчитали больше 60 упоминаний Митры и митраизма у греческих и римских авторов (не считая армянских и персидских), однако разрозненные сведения дают не слишком четкую картину.
«Мы очень мало знаем о культе Митры. В отсутствие прямых письменных источников большинство наших знаний об этой древней монотеистической религии основаны на изучении руин храмов Митры и тех изображений, которые там находили», — говорит Филипп Шапон.
Корсиканское святилище Митры обнаружилось не в чистом поле: руины располагаются недалеко от побережья острова, на окраине хорошо известного историкам римского поселения Мариана. В терминах современной географии это коммуна Луччиана (департамент Верхняя Корсика), местность рядом с аэропортом Бастия-Поретта. В непосредственной близости от места раскопок находится знаменитый собор La Canonica XII века.
Согласно Сенеке и Плинию Старшему, римская колония Мариана была основана около 100 года до н.э. знаменитым полководцем, могущественным консулом и реформатором армии Гаем Марием (Caius Marius). Гай Марий рассматривал колонизацию Корсики как часть римской военной стратегии на море. Однако Мариана так и не стала крупным морским портом – даже во времена своего расцвета в III или IV веках размеры поселения не превышали 10 гектаров.
«Во времена римского владычества Корсика была слабо урбанизирована. Нам известны лишь два относительно крупных римских поселения: Мариана и Алерия. Интересно, что местность на окраине Марианы, где мы сейчас ведем раскопки, впоследствии не заселялась – ни в Средние века, ни в наше время. Мы получили в свое распоряжение «капсулу времени» в хорошей сохранности, не измененную поздними наслоениями», — говорит Даниэль Истриа (Daniel Istria), руководитель нескольких археологических экспедиций на Корсике.
Тем не менее свою локальную роль колония выполнила: в Мариане найдено множество артефактов, указывающих на активную торговлю римской Корсики с Сардинией и Тосканой. Похоже, именно торговля открыла возможности для проникновения митраизма на Корсику. И все же удивительно, что в небольшом поселении «накопилось» достаточно приверженцев Митры для постройки большого святилища в I веке нашей эры.
Архитектура митреума в Мариане почти не отличается от устройства других известных храмов Митры. Помимо собственно святилища, археологи обнаружили несколько помещений, включая трапезный зал с центральным проходом, вдоль которого были установлены две большие, почти двухметровые по ширине, скамьи для верующих – люди могли с комфортом на них расположиться во время общих встреч, молений и трапез.
В глубине центрального прохода располагалось изображение Митры, убивающего священного быка (каноническая сцена, в современной науке получившая название «тавроктония»). Форма этого изображения могла быть разной – фреска, барельеф или отдельная скульптура. В марианском митреуме археологи обнаружили мраморный барельеф – вернее, три его фрагмента, сохранившиеся после разрушения храма.
На мраморных обломках археологи разглядели нижнюю часть Митры в тунике (следовательно, на отсутствующей голове был фригийский колпак – это каноническое одеяние божества), а также части священного быка и другие обязательные элементы этой сцены: змею и собаку, устремленных к струе крови, вытекающей из раны на шее быка, и скорпиона, сжимающего клешнями гениталии быка.
Для сравнения — полное изображение сцены тавроктонии на барельефе неизвестного происхождения, где можно рассмотреть все детали и персонажей.
Помимо Митры, археологи обнаружили и фрагменты остальных персонажей: мраморную женскую голову, мраморную ступню и изображение одного из двух факелоносцев Митры, в данном случае – Каутопата, человека с опущенным факелом, символизировавшего заход солнца и смерть.
Среди других находок – два бронзовых колокольчика, множество разбитых светильников (все святилища Митры располагались под землей), сосуды из качественной глины, возможно, использовавшиеся во время богослужений, а также две таблички – бронзовую и свинцовую. На табличках можно разглядеть надписи, которые еще предстоит расшифровать. Вскоре после объявления о находке митреума археологи дополнили список обнаруженных артефактов перчаткой – типичной частью экипировки римского солдата.
Раскопки выявили признаки намеренного разрушения храма Митры – история конкуренции двух религий, митраизма и христианства, в Мариане представлена весьма наглядно: барельефы разбиты еще в древности, храм разрушен почти до основания и заполнен мелкими камнями. Ученые пока не готовы сделать определенные выводы, однако отмечают, что около 400 года в Мариане был возведен крупный христианский комплекс с базиликой и баптистерием – древнейший знак установления христианства на Корсике.
Раскопки митреума продлятся до конца марта, затем археологи приступят к изучению находок. Специалистам еще предстоит разработать план консервации древних руин, которые находятся в зоне постоянного подтопления. Все найденные при раскопках артефакты будут представлены в музее коммуны Луччиана – будущем музее, который тоже еще предстоит создать.