Пробиотики не предлагать: изменение состава кишечных бактерий помогает справиться с тревожностью

Китайские учёные выяснили, какие именно вмешательства в состав микробиоты кишечника помогают улучшить психическое здоровье человека.

Фото Global Look Press.

Исследователи продолжают изучать таинственный мир микроорганизмов, которые живут в кишечнике человека и влияют на здоровье и развитие людей даже больше, чем можно себе представить. На этот раз учёные выяснили, какие методы воздействия на состояние микробиоты кишечника могут помочь человеку справиться с симптомами тревожности.

В последние годы появилось немало работ о важности состава и разнообразия микробиоты человека – совокупности микроорганизмов кишечника, которая населяла в том числе животы наших предков. Это многомиллиардное "население" обитает в кишечнике человека и влияет на здоровье и развитие людей даже больше, чем можно себе представить. Так, учёные выявили связь между популяцией бактерий и психическим здоровьем человека. Последнее открытие навело исследователей на мысль о создании новых методов терапии различных недугов, таких как тревожность.

На сегодняшний день специалисты пытаются выяснить, можно ли лечить такие расстройства, изменяя кишечную микробиоту пациента. Если да, то каким образом: при помощи пробиотиков или же за счёт регулирования рациона человека (например, используя пищевые добавки).

Чтобы найти ответы на эти вопросы, группа учёных из Медицинской школы при Шанхайском университете Цзяо Тонг (Shanghai Jiao Tong University School of Medicine) провела масштабный метаанализ. В ходе него было изучено 21 опубликованное исследование, в них приняли участие в общей сложности 1503 человека.

В большей части работ изучалось влияние пробиотиков на кишечную микробиоту. Авторы других научных трудов исследовали, как изменение привычек питания без употребления полезных бактерий сказывается на состоянии этой среды. При этом отслеживались и изменения симптомов тревожности у испытуемых.

Результаты 11 из 21 исследования продемонстрировали эффективность изменения микробиоты кишечника в уменьшении симптомов тревожности.

Пробиотики применялись в 14 работах. Лишь чуть больше трети из них показали свою эффективность в борьбе с этим состоянием.

Более действенными оказались меры по изменению привычек питания: в шести из семи работ удалось облегчить симптомы тревожности.

Авторы метаанализа отмечают, что регулировать кишечную микробиоту можно обоими способами, но методы без пробиотиков оказываются более результативными.

К слову, у исследователей возникло несколько предположений, которые объясняют превосходство тактики смены рациона над применением пробиотиков.

Не секрет, что кишечные бактерии в основном питаются пищей, которую потребляет человек, а полезные микроорганизмы применяются лишь курсом. Следовательно, правильное питание способно оказывать влияние на рост различных бактериальных популяций дольше.

Кроме того, в нескольких исследованиях, применялись одновременно несколько типов пробиотиков. Они могли мешать эффективной работе друг друга.

Наконец, небольшая продолжительность большинства исследований (чаще всего один или два месяца) могла быть недостаточной для тщательного изучения эффекта пробиотиков. Возможно, за столь короткий срок они не успевали проявить себя как следует и значительно повлиять на микробиоту.

Что интересно, в последние годы появилось несколько работ, в которых учёные поставили под сомнение эффективность пробиотических добавок. Согласно последним данным, польза "бактериальной профилактики" сильно преувеличена, а избыток пробиотиков даже может влиять на способность ясно мыслить. По этой причине исследователи обратили внимание на другие способы "воспитания" здоровой микробиоты.

Добавим, что авторы работы подчёркивают необходимость проведения дальнейших исследований для подтверждения полученных результатов. Научная статья по итогам нынешней работы была опубликована в издании General Psychiatry.

Ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали, что для лечения тревожности специалисты предложили использовать искусственную медитацию и методику тренировки мозга, а также посоветовали людям игнорировать негативные новости.

Впрочем, у этого неприятного состояния есть и положительный эффект: тревожность может улучшить память.