И да, и нет: высшее образование не предотвращает развитие болезни Альцгеймера, но даёт важное преимущество

Высшее образование, похоже, даёт пациентам с болезнью Альцгеймера когнитивную фору, позволяющую им дольше других сохранять ясный ум.

Фото Global Look Press.

Учёные не первый год обсуждают гипотезу о том, что высшее образование защищает человека от развития болезни Альцгеймера. Американские специалисты решили выяснить, так ли это на самом деле.

Учёные не первый год обсуждают гипотезу о том, что высшее образование защищает человека от развития болезни Альцгеймера. Но специалисты из Школы медицины университета Джонса Хопкинса выяснили, что нейродегенеративные заболевания так же распространены и среди более образованных граждан. Тем не менее эти пациенты обладают одним важным преимуществом – своеобразным когнитивным резервом, позволяющим сохранить ясность ума даже при наличии опасного заболевания.

На сегодняшний день в арсенале медиков нет эффективных методов лечения болезни Альцгеймера или других форм деменции (приобретённого слабоумия). По этой причине исследователи не перестают искать средства предотвращения или отсрочки развития заболевания.

Несколько лет назад специалисты обнаружили взаимосвязь между наличием высшего образования и более низким риском развития деменции.

Но учёные не до конца понимали, как одно влияет на другое. Согласно одной версии, определённую роль могут играть структурные различия в мозге образованных и необразованных людей. Согласно другому предположению, обучение в вузе может давать людям своего рода когнитивную фору.

Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, специалисты из Школы медицины Университета Джонса Хопкинса изучили данные 20-летнего исследования, в котором приняли участие более тысячи человек. Учёные отследили, как менялось умственное состояние людей от среднего до пожилого возраста.

Исследователи сосредоточились на 331 испытуемом, которым была проведена томография головного мозга. Специалисты оценили содержание бета-амилоидов в их мозге. Эти кластеры из белков могут указывать на начало болезни Альцгеймера.

Поясним, что при этом заболевании разрушителями клеток мозга являются бляшки из белков, которые постепенно разрастаются и, по сути, душат нейроны. Белки, слипшиеся в такие бляшки, и называются бета-амилоидами.

При помощи этого маркера можно диагностировать болезнь задолго до появления симптомов.

Помимо МРТ на протяжении 20 лет все участники исследования несколько раз проходили тест, призванный выявить ухудшение когнитивных функций.

Оказалось, что содержание бета-амилоидов было одинаковым, независимо от уровня образования людей. Поэтому специалисты пришли к выводу, что данный фактор никак не связан со скоростью развития болезни Альцгеймера.

Между тем учёные заметили другой интересный факт. Когнитивные тесты выявили зависимость интеллектуальной функции от уровня образования, и эта связь сохранялась, несмотря на накопление бета-амилоидов в мозге.

Как объясняют авторы работы, образованные испытуемые лучше справлялись с когнитивными тестами в более поздние годы своей жизни в сравнении с теми, кто не учился в вузе. При этом обе группы демонстрировали почти одинаковые уровни бета-амилоидов в мозге.

"Наше исследование было проведено с целью определения тенденций, а не выявления причин и следствий. Главный вывод работы заключается в том, что высшее образование и улучшение когнитивных функций в молодом возрасте помогают сохранить ум ясным на некоторое время. Но сам ход болезни это вряд ли изменит", – объясняет автор работы Ребекка Готтесман (Rebecca Gottesman).

По мнению учёных, полученные данные будут полезны исследователям, которые испытывают экспериментальные методы лечения и оценивают эффективность новых препаратов от этого недуга. Так, специалисты обращают внимание на бесполезность когнитивных тестов при оценке эффективности того или иного метода лечения. Теперь известно, что люди с одинаковыми стадиями болезни Альцгеймера могут демонстрировать различные результаты в зависимости от уровня образования.

"Наши данные показывают, что образование, по всей видимости, является своеобразным когнитивным резервом, помогающим людям лучше справляться c простыми задачами, но на снижение когнитивных способностей это не влияет", – поясняет Готтесман.

Она также считает, что когнитивные показатели у пациентов, принимающих участие в подобных работах, должны оцениваться постоянно, а не измеряться единожды. Возможно, именно это поможет объяснить различия в индивидуальных реакциях на перспективное лечение.

Научная статья по итогам работы опубликована в издании Journal of Alzheimer's Disease.

Что же касается факторов риска развития болезни Альцгеймера, то ранее учёные выяснили, что один из видов распространённого растительного масла провоцирует развитие этого недуга. А вот уменьшать риск возникновения слабоумия может литий в воде, оливковое масло, виноград и даже сауна.