Вибрационная терапия может улучшить состав кишечных бактерий и снизить риск развития диабета

Простое воздействие может благотворно повлиять на сообщество кишечных бактерий и уменьшить воспаление, связанное с диабетом.

Иллюстрация с сайта pixabay.com.

Учёные из США уверены: людям с высоким риском развития ожирения и диабета необходима встряска. В прямом смысле. С эпидемией метаболических расстройств учёные предлагают бороться при помощи вибрационной терапии. Правда, пока механизм её действия остаётся загадкой.

Учёные давно признали снижение физической активности, сидячий образ жизни и неправильное питание факторами, ускоряющими повсеместное распространение ожирения и хронических метаболических заболеваний, в первую очередь сахарного диабета второго типа.

Внешние факторы тесно связаны с внутренними: хроническое воспаление, к примеру, способствует развитию большинства метаболических и сердечно-сосудистых заболеваний.

Специалисты ищут простые способы улучшить состояние людей и предотвратить развитие опасных недугов. Любопытный вариант предложила команда учёных из нескольких научных центров США.

Речь идёт о биомеханической стимуляции всего тела (whole body vibration). Ещё в конце 1890-х годов некоторые медики использовали специальные кресла, которые за счёт колебаний улучшали здоровье и самочувствие пациентов. А в середине 20-го века эту методику использовали на тренировках космонавтов.

Сторонники вибрационной терапии говорят о широком спектре преимуществ для здоровья, но научных подтверждений до сих пор почти не было.

Недавние же исследования на мышах показали, что с помощью сеансов вибротерапии можно сымитировать метаболические эффекты физических нагрузок, а также снизить негативные последствия "западной диеты".

В ходе новой работы специалисты решили более тщательно изучить эффекты вибрационной терапии и выяснили, что такое воздействие может благотворно влиять на сообщество кишечных бактерий (микробиту) и уменьшать воспаление, связанное с диабетом.

В испытаниях использовали две группы мышей: в первой были здоровые грызуны, во второй – имеющие диабет второго типа. Пять раз в неделю в течение шести недель животным устраивали 20-минутные сеансы вибротерапии.

В результате у мышей из обеих групп увеличилось количество противовоспалительных молекул (таких как интерлейкин-10) и иммунных клеток, известных как макрофаги типа М2. Последние играют важную роль в регуляции воспалительного ответа – могут как способствовать развитию воспаления, так и предотвращать его. В данном случае клетки подавляли воспаление.

Кроме того, вибрационная терапия повлияла на популяции кишечных бактерий грызунов. В частности, повысилось количество бактерий, которые производят короткоцепочечные жирные кислоты, помогающие организму превращать глюкозу в "топливо". (Напомним, когда уровни глюкозы высоки, повышается воспаление и развивается нечувствительность к инсулину, что в конечном итоге может вызвать диабет).

Было зафиксировано и другое значимое изменение: 17-кратное увеличение числа полезных бактерий рода Alistipes. Они улучшают метаболизм кишечника и тоже способствуют переработке глюкозы. Известно, что у пациентов, страдающих ожирением и воспалительными заболеваниями кишечника, количество этих бактерий снижено.

Правда, пока что исследователи затрудняются объяснить, в каких "отношениях" полезные кишечные бактерии состоят с макрофагами М2: влияет ли количество первых на количество вторых, или наоборот. Тем не менее речь определённо идёт о каком-то замкнутом цикле обратной связи, полагают специалисты.

Также остаются неясными механизмы, посредством которых вибрация всего тела вызывает эти метаболические и микробиотные изменения.

Пока учёные не найдут точные объяснения всем зафиксированным сдвигам и не докажут, что то же самое наблюдается у людей, эффективность вибротерапии для улучшения здоровья пациентов, вероятно, останется под вопросом.

Подробнее об этом исследовании рассказывается в статье, опубликованной в издании International Journal of Molecular Sciences.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, какое питание поможет усилить иммунный ответ при различных болезнях и какой продукт мешает организму контролировать уровень глюкозы в крови.