Не так просто: иглы для нанесения татуировок таят в себе неожиданную опасность

Потенциальный вред обладателям татуировок наносят не только наночастицы тату-пигмента, но и частицы металла самой иглы.

Фото с сайта pixabay.com.

Наночастицы красителей и материала самих игл проникают в лимфоузлы пассивно с током крови и активно с помощью иммунных клеток.

Иллюстрация C. Seim/перевод Вести.Наука.

Степень повреждения иглы при выполнении татуировки зависит от типа используемого красителя.

Фото Schreiver et al., Particle and Fibre Toxicology, 2019/перевод Вести.Наука.

Исследователи впервые показали, что от тату-игл исходит не меньшая угроза для здоровья, чем от специализированных пигментов. И речь совсем не о стерильности инструментов.

Нанесение различных рисунков на кожу имеет давнюю историю. Во многих культурах такие отметки служили не только украшением, но и знаком социальной принадлежности.

Декорирование тела орнаментами и символами на теряет популярности и сегодня. Люди, решившие сделать татуировку, обычно ответственно подходят к выбору салона и мастера, а также следят за стерильностью оборудования и соблюдением санитарных норм в салоне.

И это совершенно оправданно, ведь риск получить герпес, гепатит или даже ВИЧ "в нагрузку" к красивому изображению на коже, к сожалению, никогда нельзя исключить. Однако мало кто из желающих "приобрести" тату обращает внимание на химический состав красителей.

А между тем эксперты из исследовательского комплекса European Synchrotron Radiation Facility (ESRF) ещё в 2017 году получили доказательства того, что опасные органические и неорганические пигменты и токсичные вещества не "сидят в коже", а активно распространяются в теле человека, сделавшего татуировку. "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) подробно рассказывали об этом исследовании и его результатах.

Важно заметить, что до сих пор химики и биологи изучали в основном химический состав татуировочных пигментов и их поведение в живых организмах. Новое исследование, проведённое в ESRF, впервые поднимает вопрос безопасности самого оборудования для нанесения тату.

В своей работе, опубликованной в журнале Particle and Fiber Toxicology, учёные показали, что, как ни удивительно, частицы хрома и никеля, содержащиеся в татуировочных иглах, также попадают в организм и "откладываются" в лимфатических узлах.

"Таутировки – это не так просто, как кажется на первый взгляд. Речь идет не только о чистоте салона, стерилизации оборудования. И даже не о пигментах. Теперь мы знаем, что и износ иглы также влияет на организм", – объясняет один из авторов исследования Хирам Кастильо (Hiram Castillo) в пресс-релизе.

К таким выводам исследователи пришли, получив результаты растровой электронной микроскопии девяти тату-игл. Три из них были отсканированы перед использованием, три – сразу после нанесения татуировки на свиную кожу пигментом из технического углерода. Еще три образца учёные изучили после выполнения тату красителем на основе диоксида титана.

Исследование показало, что пигменты из диоксида титана "изнашивают" иглы гораздо сильнее, чем красители на базе технического углерода. У авторов работы не вызывает сомнений, что металлические наночастицы попадают в тело в результате чисто механического повреждения иглы пигментом.

По словам учёных, в целом ряде случаев именно наночастицы игл, а не компоненты красителей могут вызывать "аллергию на татуировку" и связанное с ней плохое заживление кожи. Ведь и хром, и никель далеко не безобидны и довольно часто провоцируют повышенную реакцию иммунитета.

Авторы отмечают, что частицы металла размером от 50 нанометров до двух микрометров (а именно такие и были обнаружены в ходе эксперимента) представляют особую опасность из-за своей высокой токсичности и способности беспрепятственно проникать внутрь клеток. Хорошая новость заключается в том, что наночастицы сравнительно легко выводятся из организма.

Напомним, что на сайте "Вести.Наука" можно ознакомиться с другими материалами, посвящёнными татуировкам и их удалению. Писали мы и о том, насколько безопасны современные методы диагностики для людей, "носящих" тату.

Чтобы быть в курсе событий научного мира, подписывайтесь на наши группы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Twitter, "Одноклассники". Есть мы и в Яндекс.Дзене.