Чёрная смерть пришла в Европу из России

Согласно новым данным, пандемия чумы в 14 веке могла брать начало на берегах Волги.

Фото Pixabay.

Палочка Yersinia pestis является возбудителем чумы (флюоресцентная микроскопия).

Иллюстрация CDC/Larry Stauffer, Oregon State Public Health Laboratory.

Братская могила, датируемая периодом Чёрной смерти, обнаруженная при археологических раскопках в Тулузе, Франция.

Фото Archeodunum SAS, Gourvennec Michael.

Результаты генетического исследования показали, что возбудитель одной из самых страшных пандемий чумы, истребившей до 60% населения средневековой Европы, был "родом" с Поволжья.

В 14 веке вторая в истории пандемия чумы, названная Чёрным мором или Чёрной смертью, выкосила до 60% населения Европы, быстро распространившись с черноморского побережья в Центральную Европу.

Специалисты считают, что такое зловещее название болезнь получила из-за того, что тела умерших от чумы быстро приобретали чёрный цвет, наводя суеверный ужас на современников.

В исторических текстах того времени сохранилось множество упоминаний и страшных описаний разрушительного мора. Но, несмотря на это, отправная точка смертельного шествия возбудителя чумы – бактерии Yersinia pestis, или чумной палочки, и маршрут, по которому она распространялась, оставались до конца неясными.

Связано это и с недостатком данных о ранних вспышках чумы, и с немногочисленностью опубликованных древних геномов возбудителя одного из самых страшных инфекционных заболеваний.

По имевшимся на сегодняшний день версиям, крайне заразный штамм бактерии Y. pestis мог происходить как из одного источника, так и быть завезённым в Европу разными путешественниками неоднократно. Тогда учёные имели бы дело с различными штаммами возбудителя чумы из разных уголков мира.

Недавно группа учёных из Общества научных исследований имени Макса Планка под руководством профессора Йоханнеса Краузе (Johannes Krause) проанализировала останки, найденные в 10 археологических памятниках Англии, Франции, Германии, России и Швейцарии.

Как сообщается в пресс-релизе, исследование 34 древних геномов Y. pestis, добытых из зубов скелетов, показало, что "истоки" одной из самых страшных пандемий находились на территории современного города Лаишево в Поволжье России.

Именно там исследователи обнаружили чумную палочку, которая была предком всех других бактерий, ДНК которых была обнаружена в скелетах. При этом поволжский штамм Y. pestis отличался от возбудителя Чёрной смерти в Европе лишь одной мутацией.

По словам учёных, новые данные хорошо соотносятся с информацией о том, что первые вспышки чумы происходили как раз на данной территории. Эти данные были обнаружены в исторических документах 1346 года.

Кстати, немецкие учёные не первый раз занимаются исследованиями генома чумы, выделенного из старинных захоронений на территории нашей страны. Об одной из таких работ "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) уже рассказывали ранее.

Несмотря на полученные данные, находка не означает, что Поволжье было "точкой отсчёта" смертоносной пандемии, подчёркивают эксперты. В Россию бактерию могли "завезти" из других стран Западной Азии. К слову, учёные уже планируют провести отбор и анализ ДНК древней Y. pestis и в этом регионе.

Добавим, что в процессе исследований антропологи и генетики выяснили также, что на территории Европы от Италии и до Великобритании за вспышку чумы "отвечал" один и тот же штамм опасной бактерии.

По их словам, как раз этот вариант породил и другие "версии" Y. pestis, вызвавшие более поздние европейские вспышки болезни, возникавшие с конца 14 по 18 век.

Это свидетельствует в пользу того, что бактерия продолжала "циркулировать" на территории Европы, распространяемая крысами (хотя по поводу того, кто являлся переносчиком болезни согласия в научном мире пока нет).

Отметим, что чуму нельзя назвать делом прошлого. В 2010-2015 годах в мире, по данным ВОЗ, было зафиксировано более трёх тысяч случаев этого заболевания. И хотя инфекционисты научились его лечить, смертность от чумы до сих пор составляет 30-60%.

Подробнее результаты новейшего исследования большой команды учёных описаны в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Добавим, что на сайте "Вести.Наука" можно найти и другие материалы об изучении чумной палочки и причастности климата к распространению страшных эпидемий в Европе.

Чтобы всегда оставаться в курсе самых интересных научных новостей, подписывайтесь на наши группы в социальных сетях: ВК, Facebook, Twitter, "Одноклассники". Есть мы и в Яндекс.Дзене.