Крысы научились водить автомобили, и это помогло им снять стресс

Крысы научились управлять машиной и получили от этого удовольствие.

Крысы научились управлять машиной и получили от этого удовольствие.
Фото Kelly Lambert/University of Richmond.

Обучение новому навыку помогло животным снять стресс.

Обучение новому навыку помогло животным снять стресс.
Фото University of Richmond.

Крысы научились управлять машиной и получили от этого удовольствие.
Обучение новому навыку помогло животным снять стресс.
Крысы научились управлять автомобилем, чтобы в результате получать небольшое вознаграждение (в виде еды). Но, что интересно, своеобразные гонки помогли животным избавиться ещё и от стресса. Другие удивительные выводы – в нашем материале.

Крысы овладели искусством вождения крошечного автомобиля, что помогло им снять стресс. Как выяснили исследователи из Университета Ричмонда, обогащённая среда, в которой обитали некоторые участники таких "гонок", может помочь улучшить когнитивные функции и улучшить способность к изучению новых задач.

Не секрет, что грызуны способны распознавать предметы и находить нужную дорогу в лабиринте. Более того, они могут играть в прятки.

Такие тесты на животных часто используются биологами для изучения того, как различные состояния мозга влияют на когнитивные функции. Но они могут иметь ряд ограничений, поскольку крысы могут выполнять и более сложные задачи, считает руководитель недавней работы доктор Келли Ламберт (Kelly Lambert) из Университета Ричмонда.

Она и её коллеги задались вопросом, могут ли крысы научиться более сложной задаче, например, управлению машиной.

С этой целью специалисты смастерили крошечный электрический автомобиль, прикрепив прозрачный пластиковый контейнер для еды к алюминиевой пластине. Последняя была установлена на колёсах. Кроме того, в машине использовались три медных стержня (медь проводит ток), которые можно было использовать для управления транспортным средством.

Когда крыса вставала на алюминиевый пол и цеплялась лапами за медные стержни, она таким образом замыкала электрическую цепь, что заставляло машину двигаться вперёд. А прикосновение к левому, центральному или правому стержню направляло машину в разные стороны.

Специалисты обучили вождению 17 крыс: шесть самок и 11 самцов. Все животные получали вознаграждение в виде кусочков хлопьев, когда касались рулевых стержней и двигали машину вперёд.

Специалисты поощряли крыс к вождению, размещая лакомства на отдалённых точках вокруг арены. Таким образом, "гонщикам" требовалось доехать до угощения.

Понятно, что это довольно сложная задача для грызуна, требующая всех видов когнитивных, моторных и зрительно-пространственных навыков, которые они обычно не используют вкупе. Тем не менее после некоторой практики животные научились управлять машиной.

Обучение новому навыку помогло животным снять стресс.

Важно, что часть крыс при этом обитала в так называемой обогащённой среде, где, например, присутствовали различные игрушки, а часть – в стандартных клетках. Обогащённая среда также напоминала естественную среду обитания крыс.

Выяснилось, что животные из обогащённой среды гораздо лучше справлялись с вождением, чем другие крысы. Более того, первые существа сохраняли интерес к машине даже в том случае, когда специалисты не предлагали им лакомства.

"Выводы о том, что животные, находившиеся в более обогащённой среде, эффективнее остальных обучались вождению, подтверждают, что мозг – это пластичный орган, который в некоторой степени формируется благодаря нашему опыту, – отметила Ламберт в интервью IFLScience. – Я говорю своим студентам, что именно на них лежит ответственность за то, что они делают со своим мозгом каждый день. Более сложный и обогащённый образ жизни приводит к [формированию] более сложных нейронных сетей".

Обучение вождению, казалось, даже помогло крысам избавиться от стресса. Исследователи выяснили это, измерив содержание двух гормонов в фекалиях крыс: кортикостерона – маркера стресса – и дегидроэпиандростерона, который ему противодействует. По мере обучения вождению происходило увеличение содержания дегидроэпиандростерона и снижение уровня кортикостерона. Всё это говорит о том, что крысам нравился процесс обучения.

Что интересно, более ранняя работа группы Ламберт показала, что крысы становятся менее напряжёнными после того, как они справляются с трудными задачами, например, выкапыванием закопанной пищи.

По её словам, эти удивительные животные получают такое же удовлетворение, как и люди, совершенствуя новый навык.

В поддержку этой гипотезы говорит и то, что у крыс, которые ездили на машинах самостоятельно, наблюдались более высокие уровни дегидроэпиандростерона, чем у животных, катавшихся на автомобилях с дистанционным управлением.

В будущем исследователи могут заменить традиционные тесты с лабиринтом на более сложные задачи, чтобы с их помощью изучать нейропсихиатрические состояния, считает Ламберт. Те же эксперименты с вождением могут быть использованы для изучения влияния болезни Паркинсона на двигательные навыки и пространственное восприятие людей.

"Если мы будем использовать более реалистичные и сложные модели, это может обеспечить нас более значимыми данными", – уверена исследовательница.

Теперь специалисты планируют будущие эксперименты, чтобы понять, как крысы учатся водить машину, почему это снижает стресс и какие области мозга в этом участвуют.

Результаты исследования опубликованы в издании Behavioural Brain Research.

Ранее специалисты выяснили, что крысы понимают, что они что-то забыли. Кроме того, авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали, что грызуны используют инструменты, чтобы добраться до лакомства, а также запоминают хорошее к ним отношение и платят за него добротой. Более того, эти умные животные даже испытывают сожаление после принятия неверных решений.