Толчком к развитию непереносимости глютена могут стать бактерии

Бактерии могут быть одним из факторов, способствующих развитию целиакии.

Фото Global Look Press.

Большую роль в развитии целиакии играет наследственный фактор. Однако недавно учёные обнаружили, что к чрезмерной реакции иммунной системы человека на глютен может приводить ещё один фактор.

Пациенты с целиакией вынуждены соблюдать безглютеновую диету, которая является единственным признанным в медицине методом лечения этого заболевания. Считается, что генетика играет важнейшую роль в развитии этого недуга, однако влияют и факторы окружающей среды. Недавно исследователи из Университета Монаша выяснили, что чрезмерный иммунный ответ на глютен может быть вызван воздействием определённых бактерий.

Напомним, что глютен, или клейковина, – это группа белков, содержащихся в зёрнах пшеницы, ржи и ячменя, а также продуктах, производимых их них: в хлебе, макаронах и хлебобулочных изделиях.

Глютен не представляет никакой угрозы для большинства людей, но у пациентов с целиакией он вызывает аутоиммунный ответ. В результате у человека возникает воспаление в кишечнике и дискомфорт в желудочно-кишечном тракте. По этой причине чувствительным к глютену людям проще всего избегать употребления продуктов с ним.

Как объясняют специалисты, существует два основных гена, связанных с целиакией. Но, что интересно, этот недуг развивается только у небольшого числа людей с одним или сразу двумя этими генами.

По этой причине учёные предположили, что существуют и другие факторы, приводящие к развитию заболевания у тех людей, кто к нему изначально предрасположен. В частности, более ранние исследования показали, что ротавирусная инфекция на определённой стадии развития может привести к чрезмерной реакции иммунной системы на глютен.

Теперь же австралийские специалисты обнаружили, что определённый тип бактерий может воздействовать на иммунную систему таким же образом. Фрагменты белков этих бактерий очень схожи с фрагментами клейковины. После борьбы с патогеном иммунная система начинает чрезмерно реагировать и на глютен.

Чтобы выяснить, так ли это на самом деле, учёные выделили рецепторы Т-клеток иммунной системы. Последние были взяты у пациентов с целиакией. Затем исследователи подвергли их воздействию фрагментов бактериального белка. Выяснилось, что Т-клетки "узнавали" и реагировали на них. Такая реакция подтверждала гипотезу исследователей.

"Во время целиакии у человека возникает неверная реакция на глютен, мы обнаружили доказательство того, что существует связь между глютеном и белками, которые имеются у некоторых бактерии", – отмечает руководитель работы Хью Рид (Hugh Reid).

То есть, продолжает учёный, возможно, иммунная система реагирует на бактериальные белки и при этом развивает реакцию на глютен, поскольку он напоминает иммунной системе "врага".

Учёным предстоит проделать ещё немало работы, чтобы найти и другие доказательства этой гипотезы. Тем не менее они считают, что это исследование может привести к разработке новых способов диагностики и лечения целиакии.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Nature Structural and Molecular Biology.

К слову, ранее генетики создали безглютеновую ГМ-пшеницу и выяснили, какой хлеб полезнее – чёрный или белый.