Радиотелескоп впервые обнаружил суперпланету

Мощное магнитное поле превращает коричневый карлик в "радиостанцию".

Иллюстрация ASTRON/Danielle Futselaar.

Учёные впервые открыли так называемый коричневый карлик благодаря его радиоизлучению.

Учёные уловили радиосигнал от удивительного объекта под названием коричневый карлик. Такие объекты по своим размерам больше планет, но меньше звёзд. На этот раз подобное тело впервые было открыто благодаря его радиоизлучению.

Открытие, описанное в научной статье, опубликованной в издании Astrophysical Journal Letters, может стать началом новой эпохи в изучении не только коричневых карликов, но и экзопланет.

Напомним, что коричневые карлики имеют массу от 13 до 80 масс Юпитера. Они слишком велики, чтобы считаться планетами, поэтому иногда их называют суперпланетами. С другой стороны, их масса слишком мала, чтобы в их недрах могли вспыхнуть термоядерные реакции. Поэтому и звёздами они не становятся.

Подобные пограничные случаи очень интересны для учёных, ведь они могут прояснить детали формирования и звёзд, и планет. Однако обнаруживать коричневые карлики трудно, ведь они не испускают видимого света.

Впрочем, пока коричневый карлик молод и интенсивно сжимается под действием собственной гравитации, он нагревается и испускает в пространство инфракрасные волны. Благодаря этому излучению обычно и обнаруживаются коричневые карлики. Однако в солидном возрасте такой объект перестаёт быть сколько-нибудь ярким инфракрасным маяком.

Между тем коричневые карлики испускают и другой вид излучения – радиоволны. Дело в мощном магнитном поле "суперпланет", которое в сотни раз сильнее земного. Попавшие в него электроны ускоряются и испускают радиоизлучение.

Астрономы уже принимали радиосигналы от нескольких коричневых карликов. Благодаря этому учёные обнаруживали на этих экзотических телах полярные сияния и измеряли скорость вращения этих "почти звёзд". Однако все эти наблюдения происходили по одной схеме. Сначала коричневый карлик открывался в инфракрасные телескопы, а потом радиоастрономы наводили на него свои антенны.

Теперь же учёные поступили наоборот.

"Мы спросили себя: зачем направлять наш радиотелескоп на занесенные в каталог коричневые карлики? – рассказывает первый автор статьи Хариш Ведантам (Harish Vedantham) из Нидерландского института радиоастрономии. – Давайте просто сделаем большой обзор неба и обнаружим эти объекты прямо в радиоволнах!"

Астрономы использовали чувствительный радиотелескоп LOFAR. С его помощью они и обнаружили BDR J1750+3809 – первый коричневый карлик, открытый с помощью радиотелескопа.

Затем учёные навели на него инфракрасные телескопы и подтвердили, что это действительно коричневый карлик, находящийся на расстоянии около 200 световых лет от Земли.

Когда будет накоплено больше подобных открытий, этот подход можно будет использовать, чтобы искать слишком тусклые для инфракрасных инструментов коричневые карлики.

Учёные надеются, что таким путём можно будет обнаружить и излучение экзопланет-гигантов. Ведь тот же процесс ускорения электронов в магнитном поле происходит, например, на Юпитере. Он делает гигантскую планету весьма мощной "радиостанцией".

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о том, как "Хаббл" обнаружил самую большую популяцию коричневых карликов. Писали мы и о первой карте погоды на этих "недозвёздах".