29 марта 2021, 17:39 29 марта 2021, 18:39 29 марта 2021, 19:39 29 марта 2021, 20:39 29 марта 2021, 21:39 29 марта 2021, 22:39 29 марта 2021, 23:39 30 марта 2021, 00:39 30 марта 2021, 01:39 30 марта 2021, 02:39 30 марта 2021, 03:39
  • Ольга Мурая

Всё в наших генах: рыбий жир полезен не всем

Рыбий жир является популярной пищевой добавкой. Но так ли она полезна?
Польза пищевых добавок из рыбьего жира может быть преувеличена. По крайней мере, для некоторых людей.

Учёные выяснили, что рыбий жир приносит пользу для здоровья сердца и сосудов только людям с определённым генотипом. Это может объяснить спорные результаты предыдущих исследований, которые не учитывали генетическую предрасположенность людей к усвоению этой пищевой добавки.

Считается, что рыбий жир благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему человека, снижая уровень холестерина и триглицеридов в крови. Именно повышенный уровень этих веществ является фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Стоит отметить, что это не единственное полезное свойство рыбьего жира для человека.

Однако научные исследования не первый год указывают на то, что польза рыбьего жира для здоровья сердца и сосудов не так уж и велика. Фармацевтическая компания AstraZeneca даже прекратила клинические испытания лекарства на основе рыбьего жира, так как его эффективность оказалась весьма сомнительной.

Исследовательская группа под руководством учёных из Университета Джорджии в США взялась изучить генетические предпосылки сердечно-сосудистых заболеваний. Для этого учёные использовали данные о генетике и здоровье 70 000 добровольцев, размещённые в крупном биорепозитории UK Biobank.

Исследователей интересовал уровень четырёх липидов крови (включая общий холестерин и триглицериды), которые считаются маркерами сердечных заболеваний. Учёные разделили имеющиеся данные на две части в зависимости от того, употребляли участники рыбий жир или нет.

Затем учёные провели исследование всего генома обеих групп, и в итоге сравнили восемь миллионов генетических вариантов. Учёным пришлось провести 64 миллиона тестов, прежде чем они обнаружили значимый для исследования генетический вариант в гене GJB2. Два генотипа (варианта) этого гена были обозначены AG и AA.

Выяснилось, что у людей с генотипом AG, которые принимали рыбий жир, снизился уровень триглицеридов в крови. В то же время у людей с генотипом AA, также принимавших рыбий жир, опасных триглицеридов в крови стало даже немного больше.

Результат этого исследования может объяснить, почему до этого было трудно определить пользу рыбьего жира для здоровья сердца и сосудов. Некоторым участникам эта добавка действительно шла на пользу, в то время как у других важные показатели в крови ухудшались. Поэтому в общей картине было трудно увидеть какой-либо эффект от приёма рыбьего жира.

Авторы этой работы, опубликованной в издании PLOS Genetics, считают, что анализ генома пациентов поможет подобрать наиболее эффективное лечение их заболеваний.

Кроме того, будущие исследования влияния жирных кислот на здоровье смогут учитывать генетические особенности участников, что даст учёным больше информации об их реальном воздействии на здоровье.

Напомним, ранее Вести.Ru писали о популярных мифах о вреде некоторых продуктов для здоровья. Мы также сообщали о том, что любое, а не только красное мясо повышает уровень холестерина и что замена сливочного масла растительным не снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.