Астрономы выяснили, где искать звёзды из антивещества

В космосе могут скрываться звёзды, состоящие из антиматерии.

Иллюстрация Pixabay.

Фото Pixabay.

Карта неба, на которой кружками показаны потенциальные антизвёзды.

Иллюстрация Simon Dupourqué et al./Physical Review D (2021).

В космосе могут скрываться звёзды, состоящие из антиматерии.
Карта неба, на которой кружками показаны потенциальные антизвёзды.
Учёные назвали объекты, которые могут оказаться звёздами из антиматерии.

Учёные изучили объекты, которые могут оказаться звёздами из антиматерии, и подсчитали, сколько таких антизвёзд может быть в нашей галактике.

Злой двойник вещества

Напомним, что у каждой элементарной частицы есть античастица: у протона – антипротон, у нейтрона – антинейтрон, и так далее. Частица очень похожа на свою античастицу, но имеет противоположный электрический заряд.

Свойства антивещества совершенно аналогичны свойствам вещества. Во всяком случае, так гласит теория, и пока все проведённые эксперименты её подтверждают. Антипротоны и антинейтроны объединяются в ядра атомов антиматерии. Добавив к ним антиэлектроны (позитроны), можно получить и сами антиатомы. Теоретически из них могли бы образоваться антизвёзды, антипланеты и антилюди.

Нужна самая малость: чтобы нигде в окрестностях не было обычного вещества в сколько-нибудь заметных количествах. Ведь когда частица и её античастица встречаются, они уничтожают друг друга, полностью превращаясь в излучение. Этот процесс называется аннигиляцией. К слову, при аннигиляции одного килограмма материи с килограммом антиматерии выделились бы десятки мегатонн энергии в тротиловом эквиваленте. Воистину, это был бы впечатляющий фейерверк.

Где находится антикосмос?

Возможно ли, чтобы одни регионы космоса были заполнены веществом, а другие – антивеществом? Эта гипотеза выглядит очень сомнительной. Всё, что мы знаем о первых секундах и минутах после Большого взрыва, говорит о том, что материя и антиматерия должны были образоваться в виде равномерной смеси. Но по какой-то причине вещества образовалось больше, чем антивещества. Поэтому, когда вся антиматерия встретилась с материей в смертельном объятии, в космосе всё-таки осталось некоторое количество вещества. Именно из этого остатка состоит всё, что нас окружает, и мы сами.

К слову, учёные до сих пор не знают, как вышло, что материи образовалось больше, чем её практически идеального двойника – антиматерии. Это загадка, над которой физики бьются десятилетиями.

Однако недавние экспериментальные данные заставили исследователей поставить под сомнение общепринятые теории. Дело в том, что установленный на борту МКС прибор AMS-02 зафиксировал в космических лучах нечто, похожее на ядра антигелия.

Это довольно неожиданный результат. Физикам известно немало процессов, в которых рождаются позитроны (антиэлектроны). Это происходит даже при ударах молнии. В некоторых ядерных реакциях, протекающих в космосе, получаются антипротоны. Но ядро антигелия устроено куда сложнее. Оно содержит два антипротона и два или три антинейтрона.

Антигелий трудно получить в результате реакции между частицами обычного вещества. Впрочем, это всё-таки возможно. Экспериментаторы наблюдали этот процесс на ускорителях. А в космосе есть природные ускорители, до которых очень далеко любым рукотворным установкам. Так что теоретически в космических лучах действительно могут встретиться атомы антигелия.

Но есть ещё одна возможность, которая обеспечит присутствие антигелия на орбите Земли. Нужно только допустить, что в космосе всё-таки существуют регионы, заполненные антивеществом.

Мы знаем, что звёзды состоят в основном из водорода и гелия. Тогда антизвёзды должны состоять из антиводорода и антигелия. И, между прочим, звёзды выбрасывают часть своего вещества в космос в течение всей своей жизни и особенно в её финале. Если антизвёзды поступают так же, то понятно, как в космическом пространстве мог оказаться антигелий. А со временем он мог преодолеть межзвёздные бездны и оказаться в нашем регионе, где бал правит материя, а не антиматерия.

Сияние с небес

Если забыть на минуту о том, как маловероятен подобный сценарий, и допустить, что в Галактике есть антизвёзды, то каким образом мы можем отличить их от звёзд?

В оптический телескоп это сделать невозможно. Свет, испускаемый антизвёздами, ничем не должен отличаться от света звёзд. Но есть ещё одна возможность.

В пространстве вокруг антизвёзд должна быть и обычная материя: разреженный межзвёздный водород. Падая на антизвёзды или же сталкиваясь с антизвёздным ветром, это вещество будет аннигилировать и испускать гамма-лучи. Таким образом, близкая антизвезда будет выглядеть как яркий источник гамма-излучения.

Этим и воспользовались авторы нового исследования. Они изучили данные, собранные орбитальным гамма-телескопом Fermi за десять лет. В каталоге гамма-источников исследователи искали объекты, которые могли бы оказаться антизвёздами по свойствам своего излучения, и при этом не были бы надёжно отнесены к какому-либо классу небесных тел.

Всего астрофизики обнаружили 14 кандидатов в антизвёзды. Разумеется, это могут быть никакие не антизвёзды, а пульсары, чёрные дыры или другие знакомые астрономам источники гамма-лучей. Ведь антигелий, даже если он действительно был обнаружен детектором, далеко не гарантия существования "антисветил". Впрочем, кто знает?.. Вселенная порой преподносит учёным очень неожиданные сюрпризы.

Эксперты также рассчитали, сколько вообще в Галактике может быть антизвёзд, с учётом того факта, что мы их ещё не обнаружили. Оказалось, что на 300 тысяч обычных светил может приходиться не более одной антизвезды. Конечно, это мизерная доля. Но в Млечном Пути сотни миллиардов звёзд, так что в сумме речь может идти о миллионах их "злых двойников".

Научная статья с результатами исследования была опубликована в журнале Physical Review D.

Ранее мы рассказывали и о других необычных гипотетических объектах. Так, некоторые учёные не исключают существования "звёзд" из тёмной материи, планет из странной материи и прозрачных звёзд-призраков.