Обманы в природе 1 год назад

Обнаружено растение с запахом мёртвых жуков

Так выглядят цветки Aristolochia microstoma.

Фото T. Rupp, B. Oelschlägel, K. Rabitsch et al./Front. Ecol. Evol., 2021.

Учёные впервые встретили растение, цветки которого источают настолько специфический аромат.

Далеко не все цветы пахнут приятно. Растения нередко испускают самые странные и резкие запахи, чтобы привлечь насекомых-опылителей: от аромата фекалий до запаха гниющего мяса. Однако никогда ещё учёные не находили растение, которое пахло бы… мёртвыми жуками.

Этот крайне специфический затхлый "душок" исходит от растения Aristolochia microstoma, которое встречается только на территории Греции. Другие виды аристолохий отличаются крупными и яркими цветами, в то время как органы размножения A. microstoma достаточно невзрачны. Небольшие коричневатые цветки этого растения стелются по земле, наполовину скрытые камнями и лесным мусором. Именно они испускают гнилостный аромат, ощутимый лишь на небольшом расстоянии.

Исследователи выяснили, что этот неповторимый букет ароматов содержит органическое соединение, известное как 2,5-диметилпиразин. Его не найти ни в трупах позвоночных животных, ни в их кале. Зато его испускают разлагающиеся панцири мёртвых жуков.

Мухи рода Megaselia предпочитают спариваться поблизости останков жуков, чтобы отложить в эти кладовые питательных веществ яйца. Эти знания натолкнули учёных на мысль, что свой фирменный аромат представители вида A. microstoma "разработали" специально для них.

Исследователи собрали множество насекомых с 1457 растений этого вида, чтобы убедиться в этом. И только мухи рода Megaselia были покрыты пыльцой аристолохий.

Растение использует загнутые книзу реснички, чтобы временно закупорить привлечённую запахом муху внутри цветка. Через какое-то время, достаточное для опыления, растение отпускает измазанное пыльцой насекомое, чтобы оно могло лететь дальше в поисках несуществующих жуков. Так одна любопытная муха может за раз опылить сразу несколько цветков этого зловонного растения.

Именно поэтому коричневые (даже внешне похожие на насекомых) цветки A. microstoma расположены так близко к земле. Они поджидают мух, которые обычно летают очень низко в поисках мёртвых жуков.

Исследование этой необычной обманной стратегии было опубликовано в свободном доступе в издании Frontiers in Ecology and Evolution.

Напомним, ранее мы писали о самом большом в мире цветке, который источает запах гнилого мяса (и выглядит соответствующе). Также мы писали о растении, которое не менее искусно обманывает своим запахом доверчивых мух.