Тяжесть инсульта зависит от кишечных бактерий

Один из ведущих авторов исследования доктор Стэнли Хейзен.

Фото Cleveland Clinic.

Тяжесть не только самого инсульта, но и последствий, которые вызывает это опасное для жизни состояние, напрямую зависит от микробов, которые живут в животе у человека.

Исследователи из Кливлендской клиники в США уже много лет изучают связь бактериального состава кишечника и заболеваний сердца.

Мы писали об одном из их исследований, подтвердившем, что кишечные бактерии могут способствовать образованию атеросклеротических бляшек в сосудах.

Результаты новой работы, опубликованной в издании Cell Host & Microbe, говорят о том, что те же самые процессы также влияют на тяжесть инсультов и на процесс восстановления после них.

Изначально учёные выяснили, что употребление красного мяса приводит к изменению состава кишечного микробиома. Напомним, что красное мясо часто обвиняют в увеличении риска сердечно-сосудистых заболеваний. Из-за "мясной" диеты в ЖКТ появляются бактерии, которые трансформируют аминокислоту L-карнитин, содержащуюся в мясе, в триметиламин N-оксид (TMAO).

Чтобы подтвердить связь между уровнем ТМАО и тяжестью инсульта, учёные взяли образцы кала двух разных людей. У одного из них был стабильно высокий уровень ТМАО, а у другого ‒ низкий. Взятые образцы пересадили животным моделям (лабораторным мышам) и спровоцировали у животных инсульт.

Как сообщает портал New Atlas со ссылкой на авторов работы, разница в тяжести этих инсультов была значительной.

"В этом исследовании мы обнаружили, что пищевой холин и ТМАО приводят к большим по площади и более тяжёлым инсультам, а также к более тяжёлым последствиям на животных моделях. Примечательно, что простой пересадки бактерий, производящих ТМАО, было достаточно, чтобы вызвать серьёзные изменения тяжести инсульта", – говорит ведущий автор исследования доктор Стэнли Хейзен (Stanley Hazen) из Кливлендской клиники.

Также учёные выяснили, что важную роль в производстве бактериями ТМАО играет фермент CutC. Когда исследователи "выключили" у кишечных бактерий ген, отвечающий за выработку этого фермента, тяжесть инсультов у животных заметно снизилась. Это ещё раз подтвердило важную роль кишечной микробиоты в регуляции тяжести и последствий инсульта.

Исследователи ещё не до конца понимают, как именно ТМАО влияет на течение инсульта. Требуется провести дополнительные исследования, чтобы раскрыть стоящие за этим механизмы.

Авторы работы полагают, что терапия, направленная на снижение количества фермента CutC в организме, потенциально может применяться для профилактики инсультов. Учёные также считают, что переход на растительную диету может снизить уровень ТМАО в организме: а значит, и риск серьёзного инсульта.

Учёные планируют проверить все эти предположения в ходе дополнительных исследований.

Мы уже писали о том, что кишечные бактерии влияют на развитие сердечно-сосудистых заболеваний, причём эту связь учёные подтверждали неоднократно. Кроме того, на сердечное здоровье человека могут повлиять бактерии, живущие в полости рта.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Наука" и "Медицина" на медиаплатформе "Смотрим".