Коронавирус 2 дня назад

Пациентка болела почти год: коронавирус мутировал десятки раз

Вирус мутирует, находясь в организме человека или животного. Однако как именно он мутирует, когда иммунитет больного не в состоянии бороться с ним?

Фото Ivan Diaz/Unsplash.

Российские учёные проследили за изменениями генома коронавируса в организме пациентки, боровшейся с этой болезнью целых 315 дней.

Российские учёные выяснили, как именно эволюционирует геном коронавируса в организме, не способном вырабатывать антитела.

Ослабление иммунитета пациентки было связано с онкологическим заболеванием, из-за чего вирус хозяйничал в её организме почти целый год!

Собранные сведения указывают, что взаимодействия между коронавирусом и цитотоксическими Т-клетками играют важную роль в его эволюции, пишут авторы работы. Они также добавляют: подобные изменения в структуре генома SARS-CoV-2 могут послужить причиной появления новых опасных штаммов вируса, если патогену удастся "сбежать" из организма подобных пациентов.

Поясним, что иммунная система человека состоит из двух основных частей — гуморального и клеточного иммунитета. Гуморальный иммунитет обеспечивает выработку антител для борьбы с патогенами, а работа клеточного иммунитета заключается в активации ряда защитных клеток, в том числе цитотоксических Т-лимфоцитов, или сокращённо Т-клеток.

Обычно, у человека, переболевшего COVID-19, формируется иммунитет, защищающий его от заболевания по меньшей мере несколько месяцев. Однако люди с ослабленным в связи с хронической болезнью (или по другим причинам) иммунитетом могут заражаться ковидом несколько раз подряд и быть носителями вируса в течение очень долгого времени.

Исследовательская группа под руководством профессора "Сколтеха" Георгия Базыкина обратила внимание на один такой случай.

Пациентка с тяжёлой формой лимфомы заразилась COVID-19 в клинике в начале апреля 2020 года.

На протяжении почти целого года врачи боролись за жизнь женщины, и лишь в марте 2021 года все следы коронавируса были уничтожены. Всё благодаря переливаниям антител из плазмы крови переболевших людей и инъекциям стволовых клеток крови.

В процессе лечения медики регулярно собирали образцы вируса, благодаря чему исследователи смогли наблюдать, как вирус эволюционирует и взаимодействует с иммунными клетками в организме пациентки.

За 315 дней болезни в организме женщины было обнаружено множество мутаций SARS-CoV-2: 18 мутаций в РНК вируса и ещё около 20 мелких изменений в структуре его генома.

При этом в реакции вируса на защитные антитела не происходило никаких изменений. Это и неудивительно: иммунная система пациентки не вырабатывала их достаточно долго (как в случае обычного человека). Лишь после трансплантации костного мозга и стволовых клеток крови в крови пациентки появились антитела.

В то же время её клеточный иммунитет продолжал бороться с болезнью всё это время. Т-клетки регулярно взаимодействовали с инфекционным агентом, из-за чего в структуре белков оболочки вируса произошло множество изменений.

Учёные выяснили, что многие значимые мутации произошли в генах, кодирующих участки оболочки вируса, взаимодействующие с Т-клетками. Исследование показало, что именно эти мутации мешали иммунным клеткам пациентки бороться с вирусом.

Поэтому процесс выздоровления занял так много времени.

Авторы работы отмечают, что похожие процессы могут происходить на уровне целой популяции. В геноме некоторых новых мутантных штаммов SARS-CoV-2 наблюдаются похожие изменения.

Учёные утверждают, что эту особенность необходимо учитывать при прогнозировании дальнейшего развития пандемии коронавируса.

Исследование российских учёных было опубликовано в виде препринта научной статьи на портале Research Square. Поясним, что это означает, что работа российских специалистов пока не была тщательно проинспектирована сторонними экспертами.

К слову, недавно мы писали о том, что учёные смоделировали реальную заболеваемость COVID-19. Также недавно выяснилось, что тяжесть течения заболевания, вызываемого коронавирусом SARS-CoV-2, зависит от иммунного ответа слизистой носоглотки.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Наука" и "Медицина" на медиаплатформе "Смотрим".