Секрет скрипок Страдивари оказался другим и неожиданным

Уникальное звучание скрипкам Страдивари обеспечивает особый способ обработки древесины от червей.

Фото Baohm/Pixabay.

Джозеф Надьвари держит скрипку (слева) и альт с накладками из древесины тополя.

Фото Joseph Nagyvary.

Джозеф Надьвари держит скрипку (слева) и альт с накладками из древесины тополя.
Ученые выяснили, что уникальное звучание скрипкам Страдивари обеспечивает особый способ обработки древесины, из которой выполнены всемирно известные музыкальные инструменты.

Новое исследование международной группы ученых подтвердило, что знаменитый скрипичный мастер Антонио Страдивари и его прославленные коллеги из итальянской Кремоны обрабатывали создаваемые музыкальные инструменты химическими веществами, которые наделили их уникальным звучанием. Некоторые из этих химических веществ были идентифицированы впервые.

Как отмечает пресс-релиз Техасского университета, первым идею о вкладе химии в звучание скрипок Страдивари высказал Джозеф Надьвари (Joseph Nagyvary), почетный профессор этого университета. Он еще 40 лет назад утверждал, что убивающие паразитов химические вещества, которыми скрипичные мастера обрабатывали древесину для своих инструментов, вносят не меньший вклад в звучание скрипок, чем мастерство их изготовителей.

"Все мои исследования на протяжении многих лет основывались на предположении, что древесина великих мастеров подвергалась агрессивной химической обработке, и это сыграло непосредственную роль в создании великого звука Страдивари и Гварнери", – говорит Надьвари.

Результаты нового исследования дек музыкальных инструментов из Кремоны показывают, что для обработки древесины использовались бура, цинк, медь и квасцы, а также известковая вода (раствор гидроксида кальция).

"Бура давно используется в качестве консерванта, её история восходит к древним египтянам, которые использовали ее в мумификации, а затем в качестве инсектицида, – объясняет Надьвари. – И Страдивари, и Гварнери хотели обезопасить свои скрипки от поедания червями, потому что заражение червями тогда было повсеместным".

Профессор из Техаса считает, что у каждого скрипичного мастера, вероятно, были свои собственные методы обработки древесины.

"Новое исследование показывает, что Страдивари и Гварнери имели свой собственный фирменный метод обработки древесины, которому они придавали особое значение, – рассуждает Надьвари. – Они могли заметить, что специальные соли, которые они использовали для пропитки древесины, придавали ей также механическую прочность и акустические преимущества. Эти методы держались в секрете. Патентов в те времена не было".

К сожалению, выяснить, как именно древесина обрабатывалась химическими веществами, благодаря визуальному осмотру готового изделия невозможно. Не помогут в этом и существующие химические методы.

Обычно говорят, что особое звучание скрипкам итальянских мастеров из Кремоны придает лак, которым покрывали готовые инструменты. И что состав этого лака каждый мастер держал в секрете. Но Надьвари считает, что рецепты лака не были секретными, потому что сам лак не является критическим определяющим фактором качества тона.

Решающее значение для звучания готовой скрипки, по мнению профессора, имеет метод работы со свежими еловыми досками и способ их обработки защитными химическими веществами на водной основе. Именно такие знания необходимы для получения "конкурентного преимущества" перед другими производителями инструментов, утверждает Надьвари.

Исследователи обнаружили используемые против паразитов химические вещества по всей поверхности инструментов и внутри них, и это повлияло на качество их звука, утверждают они.

Добавим, что большую часть жизни профессор Надьвари, которому сейчас 87 лет, занимался исследованиями скрипок. Он владеет искусством игры на скрипке и даже играл на инструменте, который когда-то принадлежал Альберту Эйнштейну.

"Скрипки [мастеров из Кремоны] были непревзойденными по звуку и качеству в течение 220 лет", – напоминает Надьвари, подчеркивая, что скрипка Страдивари сегодня может быть оценена в 10 миллионов долларов, а скрипка Гварнери стоит и того больше.

Ученые считают, что необходимы дальнейшие исследования, чтобы прояснить, как именно химические вещества влияют на качество звука.

"[Для нашей работы] нужно несколько десятков образцов [скрипок] не только от Страдивари и Гварнери, но и от других мастеров Золотого периода Кремоны, – поясняет Надьвари. – Между мастерами-реставраторами старинных музыкальных инструментов, лучшими мастерами нашего времени и учеными, которые в свободное время часто занимаются исследованиями бесплатно, должно быть более тесное взаимодействие".

Международная команда ученых опубликовала свои выводы в научном издании Angewandte Chemie.

Ранее мы писали, что тайны мастеров кремонской школы раскрывают в Музее Глинки, а также сообщали о том, что первая скрипка, созданная искусственным интеллектом, может появиться на свет уже в 2021 году. Писали мы и о том, как ученые развенчали миф о непревзойденности звучания скрипок Антонио Страдивари.

Больше интересных новостей науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".