Археология и история 1 год назад

О тонкостях диеты и социальном неравенстве древних римлян поведали их кости

Извержение Везувия уничтожило древний римский город Геркуланум, однако на его территории хорошо сохранилось множество человеческих остатков.

Фото Luciano Fattore/Sapienza University of Rome.

Человеческие кости, сохранившиеся после извержения знаменитого вулкана Везувий, позволили учёным "заглянуть в тарелку" обычных жителей Римской Империи.

Во время катастрофического извержения вулкана Везувий в I веке нашей эры погиб не только знаменитый город Помпеи. Потоки вулканических газов, пепла и обломков пород погребли под собой и небольшой город Геркуланум, расположенный на берегу Неаполитанского залива.

Мы немало писали о том, сколько уникальной информации о повседневной жизни древних римлян подарило археологам это ужасающее событие. Мы рассказывали о прочитанных с помощью рентгеновских лучей свитках из Геркуланума и о "кладе колдуньи", обнаруженном в Помпеях. Недавно мы сообщали о прекрасно сохранившейся мумии жреца, погребённого под слоем пепла, выброшенного Везувием.

Однако эта катастрофа сохранила не только человеческие останки и предметы быта. Мгновенно запечённые при температуре 250 °C кости жителей Геркуланума стали буквально капсулой времени для изотопов азота и углерода, содержащихся в них.

По ним учёные смогли восстановить рацион древних римлян в мельчайших деталях. Он оказался на удивление разнообразным и сильно варьировался в отличие от пола горожан.

Благодаря тому, что в окрестностях города были найдены остатки разнообразных растений и животных, исследователи уже знали, что жители Геркуланума питались зерновыми культурами, такими как пшено и просо.

Они также ели чечевицу, фасоль, вишню, персики, и, конечно же, оливки. Кроме того, древние римляне, жившие в этих местах 2 000 лет назад, употребляли целых 70 видов рыбы и моллюсков, добываемых в Неаполитанском заливе. Однако точные пропорции этого рациона долго время оставались загадкой для учёных.

Используя новый метод изотопного анализа, исследователи смогли выяснить, откуда именно жители Геркуланума получали свою регулярную норму калорий.

Этот анализ принёс неожиданные плоды: римляне, населявшие побережье Неаполитанского залива, потребляли невероятное количество морепродуктов в сравнении с современными жителями Средиземноморья.

Примерно четверть всего необходимого в рационе белка эти люди добывали в море. Это почти втрое больше, чем в современной средиземноморской диете.

Привычный изотопный анализ не мог показать это соотношение, сообщают авторы работы, опубликованной в научном журнале Science Advances.

Также исследователи выяснили, что оливковое масло было не просто добавкой к основным блюдам: для древних римлян это был полноценный продукт питания. Жители Геркуланума получали не менее 12% всех потребляемых калорий именно из него.

Это открытие подтверждает сообщения из письменных источников древности, в которых говорится, что средний римлянин за год употреблял до 20 литров оливкового масла. Это значит, что оно было одним из основных источников жира для жителей Римской империи.

Анализ коллагена в костях мужчин и женщин, найденных в Геркулануме ранее, показал, что "мужская" римская диета была гораздо разнообразнее "женской". Новое исследование выявило, что женщины Геркуланума ели меньше зерновых и круп, чем мужчины. В то же время мужчины потребляли гораздо больше рыбы и морепродуктов.

Авторы работы предполагают, что мужчины проводили гораздо больше времени вне дома и непосредственно занимались рыбной ловлей, что и позволяло им разнообразить свой рацион. Социальное положение большинства женщин, в свою очередь, вынуждало их обходиться более скудной пищей.

Учёные признают, что диета жителей Геркуланума может не отражать типичный рацион среднестатистического жителя Древнего Рима. Напомним, что Римской Империи того времени принадлежало всё побережье Средиземного моря, и на этих землях жили народы с самой разной культурой и обычаями.

Однако разработанный авторами этого исследования подход к анализу изотопов в человеческих остатках может привести к новым открытиям в будущем. Учёные сообщают о готовности исследовать с помощью нового метода кости, обнаруженные в ходе других раскопок, чтобы дополнить полученную картину.

Напомним, ранее мы писали о том, что изотопный анализ бивня мамонта помог узнать маршрут его путешествий от рождения до самой смерти. Рассказывали мы и о том, что изотопы в человеческих остатках рассказали учёным о рационе древних жителей Ближнего Востока.

Больше увлекательных новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".