Геология и науки о Земле 4 месяца назад

Супервулканы представляют опасность даже через тысячи лет после извержения

Извержение супервулкана может спровоцировать изменение климата на всей планете.

Фото Tanya Grypachevskaya/Unsplash.

Учёные выяснили, что в глубинах супервулканов происходит подозрительная активность даже тогда, когда они считаются спящими.

Последнее извержение супервулкана Тоба в Индонезии произошло около 75 тысяч лет назад. Учёные считают его мощнейшим извержением, случившимся на Земле за последние 25 миллионов (!) лет.

В результате этого мегаизвержения, пришедшегося на времена последней ледниковой эпохи, на и без того промёрзшей до костей Земле похолодало ещё сильнее. Наступила так называемая "вулканическая зима".

Считается, что в те времена и без того немногочисленная человеческая популяция сократилась до десяти тысяч человек. При более неудачных обстоятельствах, наш вид мог и вовсе не пережить это катастрофическое событие.

Недавно международная группа исследователей, изучавшая извержение Тоба, пришла к неутешительному выводу: супервулканы остаются активными и потенциально опасными в течение нескольких тысяч лет после мегаизвержения.

Это открытие заставляет учёных пересмотреть привычный подход к прогнозированию подобных событий.

Доцент из Университета Кёртина в Австралии и ведущий автор нынешнего исследования Мартин Данишик (Martin Danišík) отметил в пресс-релизе, что супервулканы зачастую извергаются с периодичностью в десятки тысяч лет, однако никто толком не изучал, что происходит в их глубинах в период "спячки".

Теперь же исследователи пришли к выводу, что именно изучение продолжительных периодов, когда вулкан считается спящим, поможет улучшить прогнозы будущих извержений.

Мегаизвержения в среднем происходят раз в 17 тысяч лет, и последствия этих масштабных событий могут в буквальном смысле менять облик планеты.

Во время такого извержения огромное количество магмы выплёскивается на поверхность Земли практически мгновенно. Пепел и сернистые газы от подобного выброса накрывают планету своеобразным куполом, сквозь который не может проникнуть солнечное излучение. Именно этот феномен называют вулканической зимой: глобальный климат из-за этого может заметно похолодать.

Поэтому точное прогнозирование подобных событий представляет для человечества особую важность. Возможно, даже большую, чем предсказание падения на планету гостя из космоса.

Данишика с коллегами интересовал состав магмы, оставшейся после мегаизвержения Тоба. Всесторонне изучив такие минералы, как полевой шпат и циркон, замурованные в вулканической породе, учёные восстановили хронологию геологических событий, сопутствовавших извержению. В этом им помог изотопный анализ концентрации газов (аргона и гелия) в этих минералах.

"Используя эти геохронологические данные, статистические выводы и тепловое моделирование, мы показали, что магма продолжала сочиться внутри кальдеры, или глубокой впадины, образованной извержением магмы, в течение 5-13 тысяч лет после суперизвержения. Затем щиток из застывших остатков магмы, подобно огромному панцирю черепахи, поднимался вверх", — объясняет Данишик.

Сегодня прогнозы вулканических извержений основываются на поиске жидкой магмы под вулканом, говорят исследователи.

Данишик с соратниками предлагает пересмотреть представление о том, что можно считать признаком грядущего извержения: ведь выясняется, что внутри вулкана могут происходить медленные извержения и в отсутствие жидкой магмы под ними.

Авторы работы делают вывод, что завершение мегаизвержения ещё не означает, что вулкан больше не представляет опасности. Угроза будущих извержений после этого сохраняется на протяжении тысячелетий.

"Изучение того, где и как накапливается извергаемая магма, а также того, в каком состоянии она находится до и после подобных извержений, крайне необходимо для понимания того, как устроены супервулканы", — заключает Данишик.

Исследование было опубликовано в издании Nature Communications Earth & Environment.

Напомним, ранее мы писали о том, что крупные извержения вулканов и наводнения подчиняются особому циклу. Сообщали мы и о том, что предсказать извержения вулканов помогут спутники. Мы также рассказывали о крупнейшем излиянии магмы в истории Земли и о том, как вулканы связаны с крупнейшим вымиранием на планете.