Археология и история 1 год назад

Краска на древней маске из Перу содержит человеческую кровь

Погребальная золотая маска сиканской культуры в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Фото Rosemania/CC BY 2.0.

Золотая маска, обнаруженная в гробнице сиканского "аристократа".

Фото Journal of Proteome Research.

Погребальная золотая маска сиканской культуры в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Золотая маска, обнаруженная в гробнице сиканского "аристократа".
Этой краской были покрыты скелет и золотая маска знатного мужчины, обнаруженные на раскопках в Перу. Возможно, человеческая кровь в этой краске должна была помочь вернуть благородного человека из мира мёртвых.

Тридцать лет назад археологи вскрыли могилу знатного человека 40-50 лет. Он был представителем сиканской культуры Перу, предшествовавшей инкам.

Сидящий скелет мужчины был окрашен в ярко-красный цвет, как и золотая маска, закрывающая его череп, захороненный отдельно от тела. Исследователи проанализировали состав краски и обнаружили, что, помимо красного пигмента, она содержит белки человеческой крови и птичьих яиц.

Сикан была выдающейся культурой, существовавшей с IX по XIV века вдоль северного побережья современного Перу.

В период Среднего Сикана (около 900-1 100 годов н.э.) было произведено великолепное множество золотых предметов, многие из которых были захоронены в гробницах представителей знати.

В начале 1990-х годов группа археологов и реставраторов вскрыла гробницу, в центре которой был помещён вверх ногами сидящий скелет мужчины, окрашенный в красный цвет. Рядом находились скелеты двух молодых женщин в позах рожениц и "акушерок", а скелеты двух сидящих на корточках детей располагались на более высоком уровне.

Среди множества золотых артефактов, найденных в гробнице, была окрашенная в красный цвет золотая маска, которая закрывала лицо отделённого от тела черепа мужчины. В то время учёные идентифицировали красный пигмент в краске как киноварь, но авторы нового исследования заинтересовались, что именно "сикане" использовали в качестве связующего материала, который удерживал слой краски на металлической поверхности маски эти 1 000 лет.

Золотая маска, обнаруженная в гробнице сиканского "аристократа".

Чтобы выяснить это, исследователи проанализировали небольшой образец этой краски. Инфракрасная Фурье-спектроскопия показала, что образец содержал белки, поэтому учёные провели анализ белков с использованием тандемной масс-спектрометрии.

Они идентифицировали шесть белков крови человека в составе краски, в том числе сывороточный альбумин и иммуноглобулин G (тип сывороточных антител человека). Другие белки, такие как яичный альбумин, были получены из яичных белков.

Поскольку белки сильно разложились, исследователи не смогли определить точный вид птичьего яйца, из которого была сделана краска, но, вероятно, это было яйцо мускусной утки.

Присутствие в красе белков крови человека подтверждает гипотезу о том, что расположение скелетов было связано с желаемым "возрождением" умершего лидера Сикана. "Кровавая краска", покрывающая скелет человека и золотую маску, могла символизировать его "жизненную силу", считают исследователи.

Работа учёных из Кембриджского и Оксфордского университетов была опубликована в издании Journal of Proteome Research 28 сентября 2021 года.

Отметим, что культ крови занимал важное место в религиозных представлениях другой древней индейской цивилизации — ацтеков. Человеческая кровь считалась необходимой для поддержания жизни богов, а значит, и всего мира. Этот культ стал причиной невероятного размаха человеческих жертвоприношений у ацтеков.

Ранее мы писали об обнаружении скелета этрусского юноши в железных кандалах. Рассказывали мы и о массовом захоронении, обнаруженном археологами на раскопках в Карелии.

Также мы сообщали о сотнях скелетов с ужасными ранениями, найденных археологами в пустыне Атакама.