Атмосфера Юпитера в 3D: первый обзор удивил результатами

Составное изображение показывает бурную атмосферу Юпитера в инфракрасном (слева) и в видимом свете (справа).

Иллюстрация Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA/NASA/ESA, M.H. Wong and I. de Pater et al.

Размер Большого Красного Пятна Юпитера в сравнении с размером Земли.

Иллюстрация NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSSJunoCam. Обработка изображения Kevin M. Gill (CC BY).

Размер Большого Красного Пятна Юпитера в сравнении с размером Земли.
Космический аппарат "Юнона" находится на орбите Юпитера уже более пяти лет. Его данные позволили учёным узнать больше о странных процессах, которые происходят в атмосфере крупнейшей планеты Солнечной системы. Например, знаменитое Большое Красное Пятно оказалось куда глубже, чем ожидали учёные.

На протяжении веков астрономы стремились понять секреты беспокойной и завораживающей атмосферы Юпитера.

В 2016 году межпланетный зонд НАСА "Юнона" (Juno) вышел на орбиту газового гиганта. "Юнона" стала вторым космическим аппаратом, достигшим орбиты Юпитера. Первым был "Галилео", обращавшийся вокруг планеты с 1995 по 2003 год.

Последние данные миссии позволили исследователям "заглянуть" за облака, плотным слоем укрывающие планету. Учёные называют это первым трёхмерным изображением атмосферы Юпитера.

"Эти новые наблюдения Juno открывают кладезь новой информации о загадочных наблюдаемых объектах Юпитера, – говорит Лори Глейз (Lori Glaze), директор отдела планетологии НАСА. – Каждое новое исследование проливает свет на различные аспекты атмосферных процессов на планете – замечательный пример того, как международные научные группы, работающие по всему миру, углубляют понимание Солнечной системы".

Так, исследователи выяснили, что некоторые из вихревых бурь, происходящих в атмосфере Юпитера, намного больше, чем ожидалось, и простираются на 100 километров вглубь облаков.

Было также обнаружено, что эти циклоны теплее вверху и холоднее внизу из-за разной плотности атмосферы. Противоположное верно для антициклонов, которые вращаются в обратном направлении. Наиболее ярким примером такого антициклона является знаменитое Большое Красное Пятно (БКП).

Ключевое открытие исследователей касается истинной глубины Большого Красного Пятна. Как показал микроволновой радиометр (MWR) "Юноны", оно фактически простирается на 500 километров ниже верхних слоёв облаков. Это значит, что помещённое на Землю Большое Красное Пятно поглотило бы МКС. Это поистине монструозный вихрь (он же — ураган).

БКП является самым большим атмосферным вихрем во всей Солнечной системе. Он достигает 24—40 тысяч километров в длину и 12—14 тысяч километров в ширину. То есть этот вихрь крупнее, чем вся планета Земля.

Загадочным образом струи вещества (потоки ветра), окружающие Большое Красное Пятно, простираются ещё глубже – почти на 3 000 километров ниже поверхности облаков Юпитера. Исследователи не уверены, почему это так, и что заставляет БКП "растворяться" на глубине 500 километров.

Однако они знают, что эти струи поддерживают БКП "на плаву". Гигантский вихрь зажат между двумя струйными потоками, которые движутся в противоположных направлениях, вызывая вращение вихря.

Размер Большого Красного Пятна Юпитера в сравнении с размером Земли.

Большое Красное Пятно постоянно меняется. Оно сжимается и становится всё более округлым с тех пор, как астрономы начали наблюдения за ним около 150 лет назад. Но и не пропадает совсем.

Измерения космического телескопа НАСА "Хаббл" показали, что БКП становится выше по мере того, как сжимается.

«Юнона» будет продолжать обращаться вокруг Юпитера и изучать его в течение следующих четырёх лет.

Исследования трёх международных групп учёных были опубликованы в изданиях Science и Journal of Geophysical Research: Planets.

Ранее мы рассказывали о других открытиях "Юноны". Так, космический аппарат помог установить, что магнитное поле Юпитера в десять раз сильнее земного, а также помог понять природу "полосатости" планеты. Также мы публиковали первые детальные снимки крупнейшего спутника Юпитера Ганимеда, сделанные камерой на борту "Юноны".