Дыхните в трубку: как по выдоху выявляют рак и диабет

Российские ученые разработали датчики, которые могут распознавать вещества, содержащиеся в выдыхаемом человеком воздухе. Это поможет медикам при диагностике различных заболеваний. Например, наличие метана может свидетельствовать о проблемах с желудком, а наличие ацетона ─ о сахарном диабете.

Фталоцианины металлов обычно используются в качестве красителей, но российские ученые нашли им неожиданное применение: в датчиках, что способны обнаружить в воздухе примеси самых разнообразных веществ. В частности, они чувствуют аммиак, водород и оксид азота. Появление этих веществ при выдохе человека сигнализирует, что с организмом что-то не так.

"Аммиак является биомаркером почечных патологий, водород ─ такого заболевания как мальабсорбция, так называемая лактазная недостаточность. Оксид азота сигналит о заболевании дыхательной системы", – рассказала профессор Института неорганической химии СО РАН Тамара Басова.

Еще можно обнаружить метан: это будет косвенным признаком присутствия Helicobacter pylori и, следовательно, больного желудка. И, скажем, ацетон – тогда можно заподозрить сахарный диабет.

Сегодня ученые доводят датчики до совершенства, чтобы в скором будущем передать медикам, которые смогут использовать их при диспансеризации.

Вообще, идея быстрой и неинвазивной диагностики по выдоху сегодня очень популярна. Над подобными методиками работает немало лабораторий. К примеру, Ростов-на-Дону. Здесь в качестве чувствительных элементов – крысы с вживленными в мозг электродами. С их помощью специалисты научились искать в выдохе пациентов признаки того же сахарного диабета, а еще туберкулеза и рака легкого.

Опасность рака позволяет обнаружить и этот дыхательный тест от московского Института биохимической физики, где анализируют не газовый состав, а конденсат. Пациенту нужно лишь спокойно дышать в течение 10 минут. За это время в трубке соберется вода, что была в выдыхаемом воздухе, а в ней – белки. Именно за ними охотятся ученые.

"Достижения в лечении рака во всех его формах базируется в настоящее время на возможности раннего определения этой болезни. Из всей совокупности раковых процессов существует одна форма рака, которая практически на ранних стадиях не диагностируется. Это рак легких", – рассказал заведующий кафедрой химической энзимологии химического факультета МГУ, научный руководитель Института биохимической физики имени Эмануэля РАН, профессор, член-корреспондент РАН Сергей Варфоломеев.

Специалисты выявили 19 особых белков: наличие в выдохе хотя бы пяти из них говорит об онкологическом заболевании. То есть их вырабатывают раковые клетки. Теперь обнаружить эти соединения можно на самых ранних стадиях заболевания, когда шансы на излечение еще очень велики.