Здоровое долголетие и старение 6 месяцев назад

Назван минерал, улучшающий память и умственные способности у пожилых

Особенно высокий уровень нужного минерала содержится в бразильских орехах.

Фото Pixabay.

Природный минерал, который содержится во многих пищевых продуктах, оказался хорошим средством, замедляющим старение мозга.

Минерал, который содержится во многих пищевых продуктах — селен — помогает восстановить память и умственные способности после инсульта. Также селен способствует поддержанию способности к обучению у людей старшего возраста.

Эти замечательные качества давно известного минерала обнаружили учёные из Квинслендского института мозга (QBI).

Исследователи пишут, что изначально роль селена в поддержании когнитивных способностей была отмечена в исследованиях, посвящённых влиянию физических упражнений на мозг пожилых людей.

В частности эти работы показали, что при физической активности повышается содержание белка, необходимого для транспортировки селена по кровотоку.

"Нам уже 20 лет известно, что упражнения помогают создавать новые нейроны в мозгу, но всё это время мы не понимали, как именно", – говорит ведущий автор исследования доктор Тара Уокер (Tara Walker) из QBI.

Исследовательская группа решила выяснить, могут ли пищевые добавки с селеном повторить эффекты физических упражнений. Для этого учёные провели эксперимент с участием животных моделей — лабораторных мышей.

Темпы появления новых нейронов у старых мышей снижаются так же быстро, как и у людей. Поэтому мышиные модели вполне подходят для изучения влияния селена на стареющий мозг, поясняют учёные.

Когда мыши получали пищевые добавки с селеном, в их мозге ускорялись процессы создания новых нейронов, что обращало вспять признаки начинающегося старческого слабоумия.

Исследователи также проверили, повлияет ли селен на снижение когнитивных функций, которое иногда наблюдается после инсульта.

Молодые мыши с лёгкостью справляются с задачами на обучение и память, но после имитированного инсульта их способность выполнять эти задачи значительно снижается (как и у людей).

Учёные обнаружили, что сниженные способности к обучению и память мышей, перенёсших инсульт, пришли в норму, когда им давали добавки селена.

Доктор Уокер добавила, что результаты этой работы открывают новый терапевтический путь улучшения когнитивных функций у людей, которые не могут заниматься спортом из-за плохого состояния здоровья или преклонного возраста.

Селен является важным микроэлементом, который поглощается растениями из почвы и воды и содержится в таких продуктах, как зерновые, мясо и орехи. Самое высокое содержание селена учёные зарегистрировали в бразильских орехах.

Однако добавки с селеном не следует рассматривать как полную замену физическим упражнениям, предупреждают учёные. Кроме того, переизбыток селена может быть вреден для организма. Люди, соблюдающие сбалансированную диету из фруктов, орехов, овощей и мяса, обычно имеют хороший уровень селена.

Однако пожилым людям, особенно с неврологическими заболеваниями, добавки селена могут быть полезны.

Исследование было опубликовано в издании Cell Metabolism.

Ранее мы писали о том, что на память пожилых людей положительно влияют музыка и медитация, а также ежедневное употребление куркумина. Также мы сообщали о том, что образованию новых нейронов способствует стимуляция стволовых клеток головного мозга.

Рассказывали мы и о том, что сетчатка человека может рассказать о его умственных способностях, а ещё о том, что возраст улучшает некоторые когнитивные функции.