Динозавры тоже чихали: впервые найдены признаки лёгочной инфекции завропода

Внешний вид диплодоцида.

Иллюстрация Woodruff et al./Scientific Reports (2022)/Corbin Rainbolt.

Сложная дыхательная система завропода и гипотетический путь передачи инфекции. Фигура человека ростом 170 см добавлена для масштаба. Перевод Вести.Ru.

Иллюстрация Woodruff, et al./Francisco Bruñén Alfaro.

КТ инфицированного позвонка Долли. Фотография и скан (A и B соответственно). Белые стрелки указывают на внешние аномалии костей, а чёрные стрелки обозначают внутренние неровности.

Иллюстрация Woodruff et al./Scientific Reports (2022).

Внешний вид диплодоцида.
Древний гигант мог страдать от затруднённого дыхания, кашля и высокой температуры. Палеонтологи предполагают, что развившаяся из-за болезни пневмония могла стать причиной смерти животного 150 миллионов лет назад.

Окаменелые останки молодого диплодоцида — крупного травоядного динозавра из инфраотряда завропод — могут представлять собой первое свидетельство респираторной инфекции ужасного ящера.

Полученные учёными данные показывают, что даже могучие динозавры могли страдать от высокой температуры, кашля и неконтролируемого чихания. (Можно себе представить, насколько громоподобным оно было в случае гигантского завропода.)

Образец, который исследователи нежно называют "Долли", был обнаружен на юго-западе американского штата Монтана и датируется поздним юрским периодом мезозойской эры (то есть жил динозавр приблизительно 150 миллионов лет назад).

Кэри Вудрафф (Cary Woodruff) из Музея динозавров Великих равнин вместе со своими коллегами исследовал три шейных позвонка Долли и обнаружил на них невиданные ранее костные выступы необычной формы и текстуры.

Эти аномальные выступы располагались в той области, где они могли быть пронизаны полостями, заполненными воздухом. Эти воздушные мешки в конечном итоге должны были соединяться с лёгкими Долли и, скорее всего, были частью сложной дыхательной системы динозавра.

Компьютерная томография деформированных позвонков показала, что выступы на них состоят из костных наростов, скорее всего, образовавшихся в ответ на инфекцию.

"Учитывая вероятные симптомы, от которых страдало это животное, […] мы не можем не пожалеть Долли, – сказал Вудрафф. – Мы все хоть раз испытывали такие же симптомы — кашель, проблемы с дыханием, лихорадку и так далее. И вот перед нами [останки] динозавра возрастом 150 миллионов лет, который, вероятно, чувствовал себя так же отвратительно, как и все мы, когда болеем".

Основываясь на расположении этих аномальных костных выступов, исследователи предполагают, что они образовались в ответ на респираторную инфекцию у Долли. Как полагают палеонтологи, инфекция в конечном итоге распространилась на эти шейные позвонки через воздушные мешки и вызвала неравномерный рост костей.

Авторы открытия считают, что эта респираторная инфекция могла быть вызвана грибковой инфекцией, подобной аспергиллёзу: распространённому грибковому заболеванию, которое сегодня встречается у птиц и рептилий и может привести к поражению костей.

Признаки заболевания, обнаруженные на ископаемых позвонках, помогли не только задокументировать первый случай подобной респираторной инфекции у динозавра. Они также позволяют лучше понять устройство дыхательной системы завроподов. Кроме того, теперь у исследователей появилась возможность проследить эволюционную историю доисторических респираторных заболеваний.

Исследователи предполагают, что, если Долли была заражена респираторной инфекцией, похожей на аспергиллёз, её симптомы могли напоминать симптомы гриппа или пневмонии, включая потерю веса, кашель, лихорадку и затруднённое дыхание.

Поскольку аспергиллёз может быть смертельным, если его запустить, потенциально аналогичная инфекция у Долли могла привести к смерти животного, добавляют авторы работы.

Исследование американских палеонтологов было опубликовано в научном издании Scientific Reports.

Ранее мы рассказывали о том, что учёные нашли артрит у динозавра, умершего 70 миллионов лет назад, а также о том, как новый метод изучения динозавров поможет бороться с распространением гриппа.

Писали мы и о рекордно древних окаменелостях кровососущих клопов, а ещё о том, что оперённых динозавров донимали вши-пухоеды.

Больше интересных новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".