Экология 4 дня назад

Реки всех континентов катастрофически загрязнены лекарствами

Учёные собрали более тысячи проб на разных участках рек по всему миру.

Фото Pixabay.

Международная исследовательская группа выяснила реальные масштабы фармацевтического загрязнения рек мира. Результаты оказались неутешительными. Под угрозой биологическая безопасность всего мира. И для этого не нужно изобретать новое или использовать имеющееся биологическое оружие.

Учёным давно известно, что со сточными водами в окружающую среду попадает целый коктейль не только вредных химических веществ, но и лекарственных препаратов. Также давно доказано, что это может негативно влиять на обитателей естественных водоёмов и на здоровье местных жителей.

Большим пробелом, который мешает эффективно решать эту проблему на мировом уровне, является отсутствие данных о загрязняющих водоёмы веществах в большинстве регионов мира.

Почти все существующие исследования основаны на результатах мониторинга воды в нескольких районах Северной Америки, Западной Европы и Китая. Как выяснили учёные, ранее такие данные были доступны только для 75 из 194 стран мира.

Новое исследование фармацевтического загрязнения рек мира, показало, что более четверти проанализированных рек содержат потенциально токсичные дозы медицинских препаратов!

Авторы работы оценили 1052 места отбора проб вдоль 258 рек в 104 странах со всех континентов Земли, предоставив "фармацевтический отпечаток пальца" для территорий, на которых проживает 471,4 миллиона человек.

Широкомасштабное исследование проводилось под руководством учёных из Йоркского университета в Великобритании. Оно показало, что концентрация фармацевтических препаратов в поверхностных водах достаточно высока, чтобы представлять угрозу для окружающей среды и здоровья человека в каждом четвёртом исследованном месте.

Эта работа поражает охватом и в очередной раз показывает, насколько загрязнена окружающая среда. При этом от этой биологической угрозы мирового масштаба не защищены ни жители городов, ни жители отдалённых "зелёных" деревень, где, казалось бы, экологические условия должны быть лучше. Если специалисты не осведомлены о необходимости очистки водопроводной воды от тех или иных веществ, как они могут эффективно бороться, например, с проблемой загрязнения сточных вод антибиотиками, которые приводят к появлению бактерий, устойчивых к этому важному виду лекарственных препаратов?

Однако надежда на улучшение ситуации всё же есть, ведь эта научная работа также значительно расширяет знания учёных об этом типе загрязнения и даёт полезную информацию о том, где оно наиболее ярко выражено.

Результаты новой работы показывают, что самые высокие уровни фармацевтического загрязнения имеют место там, где происходит сброс отходов вдоль берегов рек, где отсутствует хорошая инфраструктура обработки сточных вод, там, где присутствует фармацевтическое производство и сброс содержимого септиков в реки.

Чаще всего в речных пробах выявлялись такие загрязнители, как противоэпилептический препарат карбамазепин, кофеин и сахароснижающее средство метформин, а также антибиотик сульфаметоксазол.

Учёные также обнаружили сильную корреляцию между высоким уровнем загрязнения и более низким социально-экономическим статусом страны, высоким уровнем бедности и высокой местной безработицей.

Так, наиболее загрязнёнными оказались речные воды стран Африки к югу от Сахары, стран Южной Америки и южной Азии. Более того, эти регионы до сих пор были слабо изучены на предмет фармацевтического загрязнения водоёмов.

Эти данные, впрочем, не означают, что ситуация значительно лучше в больших городах-миллионниках, а также что властям развивающихся стран, включая Россию, пока можно не предпринимать усилий по борьбе с фармакологическим загрязнением воды. Вполне вероятно, что уже сейчас нам нужно задуматься о создании отдельных мусорных контейнеров для лекарств (в том числе с истекшим сроком годности), а также о специальных перерабатывающих такой тип отходов предприятиях и дополнительных системах очистки сточных вод.

Только в двух местах учёными вообще не было обнаружено никаких заражений: в Исландии и в деревне Яномами в Венесуэле, где местные жители не используют современные лекарства.

Добавим, что исследование было частью "Проекта глобального мониторинга фармацевтических препаратов", и учёные будут и дальше расширять знания в этой важной области, включив в свой подход анализ данных по осадочным породам и почве.

Работа учёных была опубликована в издании PNAS.

Ранее мы сообщали о том, что появлению бактерий, устойчивых к антибиотикам, способствует микропластик в воде. Это говорит о том, что проблема загрязнения воды является комплексной.

Также мы писали о том, что у бактерий из канализации обнаружили смертельно опасный для человечества ген, а ещё о том, что снотворное и успокоительное, попадающие в водоёмы, делают рыб бесстрашными одиночками.