Древнего вампиропода с 10 щупальцами назвали в честь Джо Байдена

Вампиропод, который обитал на Земле 328 миллионов лет назад, в представлении художника.

Иллюстрация K. Whalen.

Образец хорошо сохранился и имеет длину около 12 см. У него хорошо различимы 10 щупалец с присосками и плавники, а также длинный гладий (твёрдая треугольная внутренняя структура).

Иллюстрация K. Whalen/Nature Communications.

Первоначально образец был обнаружен на территории штата Монтана и передан в дар канадскому музею в 1988 году.

Фото Wikimedia Commons.

Новое исследование показало, что у предков осьминогов было не восемь, а десять "ног".

Новое исследование, проведённое учёными из Американского музея естествознания и Йельского университета, показало: у древнейших предков группы животных, в которую сегодня входят осьминоги и кальмары-вампиры, было не восемь, а 10 щупалец.

То есть у древних головоногих моллюсков изначально было по десять "рук". Что интересно, у данного существа две "руки" были чуть длиннее остальных восьми. Также он обладал торпедообразным телом, напоминающим современных кальмаров.

В ходе нового исследования учёные впервые описали окаменелость возрастом около 328 миллионов лет, что отодвигает возраст этой важной для биологии группы почти на 82 миллиона лет вглубь веков. (Ранее обнаруженные раздробленные остатки предка осьминогов были датированы примерно 240 миллионами лет.)

Если говорить точнее, то временной интервал жизни древнего вампиропода колебался в пределах 330–323 миллионов лет.

"Это первый и единственный известный вампиропод, обладающий десятью функциональными щупальцами", — рассказывает ведущий автор исследования Кристофер Уэлен (Christopher Whalen).

Почему учёные так зациклились на этих 10 щупальцах и кто такие вампироподы?

Вампироподы являются предками кальмаров-вампиров (мы писали об этих странных существах ранее) и осьминогов, однако палеонтологам мало что о них известно. Проблема в том, что они обладали мягким телом и потому редко превращались в окаменелости.

Ранее учёные полагали, что вампироподы – это головоногие моллюски, обладавшие восемью "руками" и внутренней хитиновой структурой, служащей некой опорой для плавников.

Новая находка, которая на самом-то деле была обнаружена в коллекции Королевского музея Онтарио (всё это время она просто ждала своего часа), оказалось очень ценной для учёных.

Оказалось, что это совершенно новый род и вид. Его возраст, повторимся, 328 млн лет. Это делает его самым старым известным вампироподом.

Но ключевое: у него 10 щупалец (и все с сохранившимися присосками!), что подтверждает прежние предположения учёных о том, что у общего предка осьминогов и кальмаров-вампиров тоже было 10 "рук".

"Количество "рук" является одной из определяющих характеристик, отделяющих 10-лапых кальмаров и каракатиц (Decabrachia) от восьмируких осьминогов и линии кальмаров-вампиров (Vampyropoda). Мы долгое время полагали, что осьминоги пришли к "восьмилапости", отказавшись от двух филаментов кальмара-вампира, и два эти филамента — это рудиментарные "руки", ‒ поясняет Уэлен. ‒ При этом все ранее зарегистрированные ископаемые вампироподы, сохранившие щупальца, имели только восемь "рук". Эта окаменелость, возможно, является первым подтверждением идеи о том, что все головоногие моллюски изначально обладали десятью руками".

Учёные оговариваются, так как по одной окаменелости, пусть даже самой выдающейся, нельзя судить наверняка о столь важных эволюционных процессах, как потеря конечностей головоногими моллюсками.

Новый вид и род вампироподов получил название Syllipsimopodi bideni. Название рода образовано от греческих слов "цепкий" и "нога". Дело в том, что шупальца являются модификацией стопы моллюска. Кроме того, у него развились присоски, позволяющие ему лучше передвигаться, хватать добычу и различные объекты.

Название вида ("байдени") в свете последних событий выглядит как отсылка к стремлению США держать все события в мире под своим контролем.

Но на самом деле американские учёные могли и не думать о политике, просто хотели угодить новому президенту. Так уж получилось, что на момент подачи заявки на название вида Джо Байден только вступал в должность 46-го президента США. И ожидания учёных относительно его успехов на посту были весьма высоки.

Впрочем, далеко не все учёные согласны с тем, что перед нами новый род и вид. Как отмечает газета The New York Times, открытие породило жаркие дискуссии среди палеонтологов. Так, некоторые учёные предположили, что окаменелость представляет собой экземпляр ранее известного вида древних головоногих моллюсков Gordoniconus beargulchensis.

Подробности исследования были опубликованы в открытом доступе в журнале Nature Communications.

К слову, современными потомками S. bideni являются адские вампиры, которые обладают как чертами осьминогов, так и чертами кальмаров.

Ранее исследователи сообщали о том, что едят адские вампиры и какую сексуальную жизнь они ведут.