Учёные предлагают закрыть Землю от солнечных лучей с помощью "космических пузырей"

В лаборатории MIT уже испытывают экспериментальные материалы в условиях, приближённых к космическим.

Фото Flickr.

Огромный "пляжный зонтик" в космосе, который поможет остудить Землю — вовсе не безумная фантазия. Учитывая то, что пока попытки побороть парниковый эффект не увенчались успехом, исследователи рассматривают самые разные возможности спасения человечества от катастрофического изменения климата.

Инженеры из Массачусетского технологического института (MIT) в США засомневались в том, что человечество сможет снизить поток парниковых газов, наполняющих атмосферу Земли словно надувной шар, и предотвратить катастрофические изменения глобального климата.

Однако очевидно, что у нас должен быть некий "план Б", который можно будет реализовать при дальнейшем нагреве атмосферы, чтобы спасти мир от неминуемого кризиса. Для этого исследователи стряхнули пыль со старой, забытой на десятки лет идеи: раскрыть над нашей планетой огромный космический "зонт", который создал бы столь необходимую тень над поверхностью Земли.

Поясним, что некоторые газы, словно гигантский парник, удерживают в атмосфере Земли инфракрасное излучение Солнца. Они разогревают атмосферу планеты, не имея возможности выбраться из "парника" в космос.

"Зонт" помог бы выиграть время для того, чтобы избавиться от зависимости от ископаемого топлива, генерирующего в процессе использования много парниковых газов, и перейти на более устойчивый уровень технологического развития — без сжигания исчерпаемых ресурсов планеты и создания из нефтепродуктов одноразового пластика.

Впервые решение с "зонтиком" было предложено в конце 1980-х годов. Учёные подсчитали, что это позволило бы заблокировать небольшую часть солнечной радиации. И это не так уж неправдоподобно, как кажется на первый взгляд.

Но, если концепция охлаждения Земли с помощью какого-нибудь орбитального щита станет осуществимой (всё-таки это отдельная головная боль для инженеров), для его создания потребуются нестандартные материалы. Для этого они должны быть прочными, лёгкими и подходящими по оптическим характеристикам. Например, пропускающими определённый свет.

Исследователи рассматривали самые разные альтернативы, от стеклянного отражателя и наполненных водородом алюминиевых шаров до искусственного кольца частиц, которое превратило бы Землю в миниатюрный Сатурн.

У всех этих предложений есть свои плюсы, но главный минус — невозможность разработки хотя бы немного приближенных к реальности прототипов. Всё это прекрасно звучит в теории, но практическая сторона вопроса никогда не изучалась достаточно внимательно.

Однако отчаянные времена требуют отчаянных мер, и учёные из MIT всерьёз призывают подсчитать, что потребуется для запуска в космос… пенного плота размером с Бразилию.

Если отбросить фантазии о мыльных пузырях и пене для бритья, эта задумка не будет казаться слишком уж нелепой.

Изготовленная из однородного вещества, к примеру, расплавленного кремния, плёнка из пузырьков разного размера и толщины сможет отражать различные длины волн солнечного излучения, что ещё больше повысит эффективность метода.

Также не придётся выдумывать хитроумных способов доставки таких светоотражающих элементов в космос: прослойку из пены можно будет "надувать" прямо на месте. Это должно значительно сократить затраты.

И самое приятное в этой затее — её обратимость. Если что-то пойдёт не по плану, "лопнуть" массу пузырей будет гораздо проще, чем собирать облака пыли, крошечные "зонтики" или разбивать и опять же собирать толстенное стекло размером с город.

В идеале инженеры стремятся к тому, что вся система сможет уменьшить количество солнечного света, достигающего Земли, на 1,8 %. Это помогло бы полностью обратить вспять сегодняшнее глобальное потепление.

Смогут ли они найти материал, отвечающий всем этим требованиям, и разработать подходящий способ запуска его в нужное место в космосе и последующей утилизации, зависит от наличия финансирования дополнительных исследований.

Конечно, ничто из этих планов ещё не было опубликовано в рецензируемом журнале. Исследователи пока просто излагают "мысли вслух" в надежде, что в будущем смогут продолжить работу над развитием этой идеи. Для этого, напомним, им нужно финансирование.

Так что всё это, конечно же, не означает, что усилия по сдерживанию выбросов углерода можно ослабить. Однако учитывая, что ежегодные выбросы углекислого газа продолжают расти, а мировые температуры — бить все рекорды, любые варианты решения этой проблемы остаются на рассмотрении.

В том числе те, что касаются захоронения соединений углерода под землёй.

Ранее мы писали о том, как аромат хвойных лесов противостоит глобальному потеплению, а также, как глобальное похолодание провоцируют фекалии рыб.