Антропология 1 год назад

Предки человека могли научиться прямохождению до того, как слезли с деревьев

Несмотря на то, что шимпанзе Иссы живут в "тропической лесостепи", чаще всего они ходят на двух ногах именно по деревьям.

Фото Rhianna Drummond-Clarke/ University of Kent.

Общепризнанная в научном мире теория предполагает, что наши предки развили прямохождение, когда уже начали жить на твёрдой земле. Новое исследование ставит эту гипотезу под сомнение.

Исследователи из США и Великобритании изучили, как передвигаются дикие шимпанзе, обитающие в долины Исса на западе Танзании.

Напомним, что шимпанзе – наши ближайшие ныне живущие генетические родственники.

Среда обитания шимпанзе в долине Исса очень похожа на среду обитания самых ранних предков человека: она выглядит как мозаика из лесов и пустых открытых пространств.

Это сходство дало учёным возможность исследовать, как этот тип ландшафта мог способствовать развитию прямохождения у гоминидов.

Авторы нового исследования предположили: поскольку в долине Исса меньше деревьев, чем обычно в тропических лесах, где обитает большинство шимпанзе, особи в этой местности будут проводить больше времени на земле, чем на деревьях.

Ряд общепризнанных причин перехода к прямохождению (например, ношение предметов или необходимость приподниматься, чтобы разглядеть, что находится над высокой травой) связан с пребыванием приматов на земле.

Поэтому учёные посчитали, что шимпанзе Иссы будут чаще ходить на двух конечностях, а не на четырёх.

Однако это предположение в ходе наблюдений за жизнью диких шимпанзе не подтвердилось.

Чтобы подтвердить свои предположения, исследователи наблюдали за поведением 13 взрослых шимпанзе в течение 15 месяцев. Учёные фиксировали, где и сколько раз обезьяны лазали, вставали на две ноги или висели на дереве или кустарнике.

Авторы отмечали, происходило это в лесистой местности или на открытой земле, чтобы вычислить взаимосвязь поведения шимпанзе с особенностями ландшафта.

Точно так же они отмечали каждый случай прямохождения, и был ли он связан с тем, где находилось животное – на земле или на дереве.

Исследование показало, что шимпанзе долины Исса проводили на деревьях столько же времени, сколько и другие шимпанзе, живущие в густых лесах.

Но несмотря на то, что в их среде обитания меньше деревьев, шимпанзе не проводили больше времени на земле, как ожидали исследователи.

Более того, учёные ожидали, что шимпанзе Иссы будут больше ходить на двух ногах среди низкой растительности саванны, где нельзя перемещаться по кронам деревьев. Но более 85% зафиксированных случаев прямохождения пришлись именно на деревья. То есть обезьяны вставали на две ноги в ветках деревьев.

Авторы предполагают, что их результаты противоречат широко распространённым теориям о том, что наших доисторических родственников "поставила на ноги" открытая, сухая среда саванны.

Результаты новой работы вместо этого показывают, что гоминиды могли эволюционировать, чтобы ходить на двух ногах, всё ещё оставаясь на деревьях.

Ведь именно на них можно найти вкусные плоды (на земле же куда чаще встречаются перебродившие фрукты).

Авторы отмечают, что человека от других приматов в первую очередь отличает хождение на двух ногах, в то время как человекообразные обезьяны передвигаются на костяшках пальцев.

Но, тем не менее, исследователи признают, что до сих пор остаётся загадкой, почему только предки людей, среди всех обезьян, первыми начали ходить на двух ногах.

Новая работа международной группы учёных была опубликована в издании Science Advances.

Ранее мы рассказывали о том, как изучение плечевых костей помогло учёным переосмыслить эволюцию человека.

Больше важных и интересных новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".