Обоняние и запахи 1 год назад

Отвратительные запахи запускают защиту организма от инфекций

Неприятные запахи предупреждают наш иммунитет о близости возможных патогенов.

Фото Unsplash.

Исследователи сразу из нескольких стран нашли доказательства того, что чувство отвращения связано с повышением иммунной защиты организма. То есть благодаря обонянию мы не только избегаем неприятных вещей и их запахов, но даже на клеточном уровне готовимся к возможному нападению патогенов.

В ходе эволюции у животных, включая человека, выработались особые реакции, защищающие от отравления и болезней. Отвращение к некоторым запахам — одна из таких эволюционных защит.

Учёные даже дали таким реакциям название — поведенческая иммунная система.

Исследователи из нескольких стран заинтересовались тем, реагирует ли наша основная иммунная система на такие "тревожные звоночки", приходящие от органов обоняния.

Это было бы логично: организм ощущает присутствие потенциальной опасности, а значит, должен подготовиться к проблемам заранее.

Учёные из Швеции и Австралии, Германии и США провели три независимых эксперимента, чтобы выяснить, так ли это на самом деле.

Учёные использовали три способа вызвать у испытуемых сильное отвращение.

Шведские исследователи давали добровольцам почувствовать неприятные запахи: ферментированной сельди, сыра с плесенью, гнилых дрожжей, искусственных отдушек с запахом мочи и пота.

Участники давали оценку каждому запаху по "шкале отвратительности", а затем учёные собрали образцы слюны у людей, ощутивших самые неприятные для себя запахи.

В итоге в слюне участников, испытавших самое сильное отвращение, исследователи обнаружили повышенные уровни двух иммунных маркеров: фактора некроза опухоли TNF-α и секреторного иммуноглобулина S-IgA.

TNF-α активирует несколько типов иммунных клеток в организме, включая цитокины и лейкоциты. Это важный фактор защиты организма от внутриклеточных паразитов и вирусов.

Секреторный иммуноглобулин A — одно из наиболее важных антител, клеток, обезвреживающих чужеродные вещества. К слову, этот тип иммунных клеток интересовал учёных во всех трёх исследованиях.

Работа шведских и австралийских учёных была опубликована в научном журнале Evolution, Medicine, and Public Health 15 декабря 2022 года.

Немецкие учёные вызывали у добровольцев отвращение совсем иным образом.

Участникам исследования показывали видео с отталкивающими сценами разного характера. Некоторым демонстрировали ситуации возможного заражения патогенами (люди, чихающие и кашляющие прямо в камеру), другим — отвратительные изображения разлагающихся трупов животных, а также тараканов.

Конечно, в исследовании была и контрольная группа — счастливчики из этой группы смотрели на мирные пейзажи.

В слюне участников, которым показывали видеозаписи визуально больных людей, и участников, наблюдавших сцены антисанитарии, повысился уровень S-IgA.

Любопытно, что концентрация иммуноглобулина была несколько ниже у тех, кто испытывал наибольшее отвращение.

Похоже, поведенческий иммунитет может так компенсировать естественный: человек с сильным отвращением вряд ли подойдёт близко к потенциальной "заразе", поэтому и с патогенами, скорее всего, ему бороться не придётся.

Работа немецких исследователей вышла в октябре 2022 года в издании BBI – Health.

Наконец, американские учёные использовали в своём исследовании и запахи, и видео, чтобы вызывать у участников отвращение. В итоге они выяснили, что неприятные запахи гораздо эффективнее справлялись с задачей, чем отталкивающие видео.

Они также установили, что у людей, испытавших отвращение, повысился уровень S-IgA в слюне.

Исследование учёных из США было опубликовано в издании Journal of Psychophysiology 13 декабря 2022 года.

Ранее мы рассказывали о российской разработке, позволяющей вычислять болезни "по запаху": это так называемый электронный нос, который улавливает мельчайшие концентрации веществ в воздухе.