Коронавирус 1 неделя назад

Учёные нашли причину потери обоняния при длинном ковиде

Потеря обоняния происходит не только при ковиде, но и при других инфекциях. Однако именно COVID-19 чаще вызывал длительную потерю способности чувствовать запахи.

Фото Unsplash.

Учёные объяснили, почему у некоторых людей после инфекции коронавируса SARS-CoV-2 надолго пропадает способность чувствовать запахи. Теперь дело за малым: найти способ борьбы с этим состоянием.

К некоторым людям после перенесённого COVID-19 так и не возвращаются запахи. Причина, как выяснили учёные, кроется в продолжающихся атаках иммунной системы на определённые клетки в носу человека.

Как выяснили исследователи из Великобритании и США, наш иммунитет сам уничтожает клетки нервной системы, которые отвечают за восприятие запахов.

Открытие, опубликованное в журнале Science Translational Medicine, позволит найти способ лечения потери обоняния у миллионов людей. Кроме того, исследователи рассчитывают решить и другие проблемы так называемого длинного ковида: усталость, одышку и туман в голове, которые могут быть вызваны аналогичными биологическими механизмами

"Один из первых симптомов, который обычно ассоциируется с инфекцией COVID-19, — это потеря обоняния, — говорит ведущий автор новой работы Брэдли Гольдштейн, доктор медицинских наук. — К счастью, у многих людей […] обоняние восстановится в течение одной-двух недель".

Но некоторые продолжают страдать от аносмии, так это состояние называют специалисты, на протяжении месяцев и даже лет.

В ходе исследования Гольдштейн и его коллеги изучили образцы тканей носа 24 пациентов, включая 9 пациентов, страдающих длительной потерей обоняния после ковида.

Учёные обнаружили у потерявших нюх людей огромное количество Т-лимфоцитов. Это означает, что в их тканях носа, где расположены обонятельные нервные клетки, до сих пор бушевали воспалительные реакции.

Этот уникальный процесс сохранялся даже несмотря на отсутствие определяемых уровней вируса SARS-CoV-2 у этих пациентов.

Также учёные недосчитали у них чувствительные к запахам нейронов. Возможно, продолжающегося воспаления повреждали эти деликатные клетки.

"Эти результаты поражают, — говорит Гольдштейн. — Это похоже на какой-то аутоиммунный процесс в носу".

Это исследование позволит разработать новые методы лечения. Во всяком случае нейроны, по-видимому, сохраняли некоторую способность к восстановлению даже после длительных иммунных атак.

"Мы надеемся, что изменение аномального ответа иммунитета или восстановительных процессов в носу этих пациентов может помочь хотя бы частично восстановить их обоняние", — отметил учёный.

Соответствующая исследовательская работа уже ведётся.

Добавим, что ранее учёные из США также связывали потерю обоняния с обилием антител. У людей, которые потеряли вкус и запахи во время заражения COVID-19, с большей вероятностью регистрировалось большее количество антител после болезни.

Команда проверила кровь 300 человек, у которых ковид выявили ещё в начале пандемии. Чуть более 60% этих людей сообщили об изменении обоняния и вкусовых ощущений во время болезни.

Кроме того, учёные из Австралии и Южной Кореи связали заражение SARS-CoV-2 с ухудшением зрения и уменьшением глубины резкости. В последнем случае человек может видеть объекты на некоторых расстояниях размытыми.

Исследователи изучали воздействие инфекции на глаза и тройничный нерв. Оказалось, что и нерв, и глаза восприимчивы к вирусу и что у животных вирус SARS-CoV-2 проникает в глаза через дыхательные пути и мозг либо напрямую при контакте глаз с каплями заражённой жидкости.

Впрочем, это ухудшение зрения, по-видимому, является лишь симптомом болезни и не приводит к разрушению тканей глаза. Да и встречается это состояние лишь у небольшой группы людей.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Наука" и "Медицина" на медиаплатформе "Смотрим".